В этой главе мы рассмотрели некоторые биологические и когнитивные процессы, связанные с умственными способностями. В целом картина производит достаточно удручающее впечатление. Существует какое-то количество переменных (например, время опознания, наклон прямой времени реакции, время лексического доступа), которые обнаруживают статистически значимые корреляции с умственными способностями, хотя эти корреляции не настолько велики, чтобы стать основой для исчерпывающего объяснения способностей. Кроме того, более сложное моделирование когнитивных процессов (как в моделях Стернберга) вскоре сталкивается с проблемами, поскольку при решении задач индивидуумы могут использовать различные когнитивные стратегии и, следовательно, число потенциальных форм взаимодействия ЭКО значительно увеличивается.

До сих пор мы полагали, что интеллект и способности — это реальные характеристики индивидуумов, возможно, связанные с тем, каким образом функционируют их нейроны, или с тем, каким образом индивидуумы обрабатывают информацию. Иначе говоря, мы полагали, что способности существуют и влияют на поведение. Однако не все разделяют этот взгляд. Например, Хау (Howe, 1988) утверждает, что способности — это удобный способ описания поведения людей, но, по существу, это в большей степени «изобретение» наблюдателя, чем реальное свойство индивидуума. В соответствии с этой позицией было бы ошибкой использовать общие способности в качестве объяснения; например, утверждение, что ребенок успевает в школе хорошо потому, что он умен, будет означать, что общие способности — это некоторое базисное свойство индивидуумов, а не просто удобный способ описания их поведения.

Все эксперименты, о которых шла речь в данной главе, пытаются связать успешность выполнения тестов способностей с некоторыми основополагающими биологическими или когнитивными процессами. Значимость этих экспериментов заключается в том, что они могут показать, насколько правомерно рассмотрение способностей в качестве поведенческих проявлений более фундаментальных свойств мозга и когнитивных систем. Если это так, становится законным утверждение, что способности могут действительно объяснить поведение. Аргументы Хау терпят крах, если эксперименты указывают на тесную связь способностей с некоторыми фундаментальными свойствами индивидуума или со скоростью познавательных процессов или же есть доказательства существенных генетических влияний на общие способности (анализу этих доказательств посвящена следующая глава). Отвечая на статью Хау, Стернберг (Sternberg, 1988) делает предположение, что многие его представления базируются на достаточно избирательном чтении литературы и что несколько важных эмпирических исследований подрывают его заключение. Читателям будет очень полезно ознакомиться со статьями Хау и Стернберга и сделать свои собственные выводы. Многие исследования, описанные в этой главе, на самом деле представляются недостаточно продуманными. С точки зрения психометрики, большинство из них фокусируется на общих способностях, а не на более широком спектре факторов способностей. В экспериментальном плане ни одно из исследований электрической активности мозга не учитывало того факта, что общие способности могут быть связаны с определенной локализацией этой активности в структурах мозга. Некоторые факты говорят о том, что у очень способных индивидуумов обработка информации осуществляется на более высоких уровнях структурно-функциональной организации мозга. Несколько исследований были выполнены на студентах, имеющих (предположительно!) уровень общих способностей выше среднего. Использование такой выборки с небольшим диапазоном индивидуальных различий в умственных способностях приводит к недооценке подлинных скрытых корреляций между общими способностями и другими переменными. Представляется также вероятным, что некоторые другие переменные (такие, как внимание и личностные особенности) не были достаточно проконтролированы, а экспериментальная задача (которая обычно включала восприятие щелчков) действительно является весьма примитивной. Я думаю, что, несмотря на такое большое количество противоречивых результатов, эти исследования все же действительно указывают на некоторую согласованность общих способностей, когнитивных процессов и способов функционирования нервной системы. Однако еще остается более чем достаточно простора для влияния среды на общие способности.

Предложения по дополнительному чтению

Теоретическое основание для поиска других средств, кроме тестов «карандаша и бумаги» для определения общих способностей g, состоит в том, чтобы установить, будут или нет психометрические тесты, оценивающие общие способности, отражать и некоторые базисные биологические или когнитивные свойства нервной системы, например, скорость, с которой она может обрабатывать информацию. Если так, то, как утверждают некоторые теоретики, целесообразно использовать термин «общие способности» для объяснения того, почему одни индивидуумы действуют лучше, чем другие, в очень широком диапазоне умственных задач. Большой интерес представляют две статьи: Майка Хау (Howe, 1988) и Боба Стернберга (Sternberg, 1988), прямо касающиеся этой проблемы.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...