Стернберг утверждает, что в основе успешности решения таких задач лежат шесть главных когнитивных процессов: кодирование (опознание каждой черты схематичных фигур); умозаключение (выделение черт, различающих фигуры в первой паре, и благодаря этому выведение правила, которое должно быть приложено ко второй паре фигур); установление отношения между первой и третьей фигурами; приложение правила к третьей фигуре; сравнение четвертой фигуры с тем, что должно быть; соответствующая реакция. На основе этих элементарных когнитивных операций он разработал несколько вероятных моделей последовательных этапов решения подобных задач. Благодаря использованию ряда искусных экспериментов, включающих предварительные подсказки (например, предъявляя какие-либо фигуры из перечня до предъявления остальных, позволяя тем самым некоторым ЭКО сформироваться до измерения времени реакции), он смог оценить продолжительность каждого из этих компонентов отдельно для каждого человека (Sternberg, 1977).

Проблема заключается в том, что даже при сравнительно простых задачах такого типа число вероятных моделей для решения аналогий становится довольно большим. Например, можно предположить, что некоторые когнитивные операции могут осуществляться скорее параллельно, чем последовательно. Когнитивные стратегии, используемые для решения задач, также могут чрезвычайно усложнить картину. Так, если три из четырех фигур затушеваны, а одна нет или если одна фигура имеет другой рост по сравнению с тремя остальными, аналогия должна быть признана неверной. Некоторые (но не все) индивидуумы, решая такую задачу, по-видимому, проверяют подобные возможности, прежде чем перейти к летальному анализу задач. Единственная попытка повторить эту работу (May et я/., 1987) обнаружила, что модель в действительности недостаточно хорошо соответствует данным. Кроме того, длительности шести базисных когнитивных процессов, полученные Стернбергом, не слишком сильно коррелируют с другими когнитивными измерениями.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...