Задание для самопроверки 8.3

Существует ли возможность того, что некоторые когнитивные стратегии будут влиять на успешность выполнения какого-либо задания из этих экспериментов?

Предпринималось множество других попыток исследовать связи между познанием и умственными способностями в иных областях; этому посвящены, например, содержательные обзоры Малхерна (Mulhern, 1997) и Станкова с соавторами (Stankov et al., 1995).

Второй подход подразумевает тщательный анализ шагов, включенных в осуществление некоторых действительно очень сложных когнитивных задач. Боб Стернберг (Stemberg, 1997) (не имеет отношения к С. Стернбергу) провел несколько в высшей степени элегантных экспериментов в этой области. Он исходил из того, что, если последовательность когнитивных операций, требуемых для решения достаточно сложной задачи, известна и можно установить (с помощью экспериментов типа описанных выше), сколько времени требуется каждому индивидууму на выполнение каждой из этих базисных когнитивных операций, можно достаточно точно предсказать, сколько времени понадобится индивидууму для решения задачи. Другими словами, сначала необходимо идентифицировать все ЭКО, которые, предположительно, должны быть включены в решение конкретной задачи, затем составить последовательность этапов решения, чтобы показать, как все они организованы. Следующий шаг заключается в том, чтобы, используя тщательно разработанные эксперименты, оценить, сколько времени потребуется каждому индивидууму для выполнения каждой из этих когнитивных операций. Сделав это, можно будет «учесть» количество времени, которое требуется индивидууму для выполнения каждой ЭКО, чтобы предсказать, сколько времени потребуется для решения конкретной проблемы.

Более того, поскольку большинство интеллектуальных задач может включать одни и те же базисные ЭКО, хотя и объединенные в разные структуры, оказывается возможным измерить, сколько времени потребуется индивидууму для выполнения каждой ЭКО, и на этой основе предсказать, сколько времени ему понадобится, чтобы решить другую интеллектуальную задачу. В сущности, длительности ЭКО как единицы анализа могли бы заменить характеристики способностей.

Большинство работ Стернберга фокусировалось на решении невербальных аналогий, например, на задачах на аналогии, базирующихся на схематических изображениях людей в виде геометрических фигур. Эти фигуры отличались друг от друга по следующим четырем базисным характеристикам:

• пол — мужчина/женщина; « рост — высокий/низкий;

• размеры — толстый/худой;

• тонирование — затушеванный/незатушеванный.

Типичная задача на аналогию, использующая эти фигуры, была бы похожа на ту, которая показана на рис. 8.6. Вы, вероятно, уже сталкивались с такими вербальными аналогиями, как, например: «кошка относится к котенку, как собака относится к щенку». Испытуемые должны решить, правильно или ложно каждое из этих утверждений. Стернберг отказался от подобных вербальных аналогий, потому что он чувствовал, что использование языка может усложнить процесс решения таких проблем. Вместо этого он предположил, что фигуры людей, составленные из отдельных элементов, могут быть использованы таким же способом. На рис. 8.6 единственным признаком, по которому различается первая пара фигур — это пол. Их тонирование, вес и размеры одинаковы. Применив то же самое правило ко второй паре, решаем, что четвертая фигура, конечно, должна быть низкой, худой, незатушеванной, женского пола. Однако это не так, поэтому аналогия ошибочна.

Рис. 8.6. Пример задачи на схематическую аналогию: «высокий, толстый, незатушеванный мужчина так относится к высокой, толстой, незатушеванной женщине, как низкий, тонкий, незатушеванный мужчина относится к низкому, тонкому, затушеванному мужчине», — это неправильная аналогия: при правильном ответе четвертая фигура должна быть низкой, тонкой, незатушеванной, женского пола.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...