Было бы удивительно, если бы изученные виды способностей, описанные здесь и в предыдущей главе, были бы совершенно не связаны с типами процессов, анализируемых когнитивными психологами, поэтому в данном и следующих разделах мы рассмотрим некоторые области совмещения двух направлений. Кэрролл (Carroll, 1980) предположил, что некоторые задачи, традиционно изучаемые когнитивными психологами, такие, как парадигма сканирования памяти, выдвинутая С. Стернбергом, или задача верификации высказываний, сформулированная Ватсоном и Кларком, должны быть связаны с умственными способностями. Большое преимущество таких задач состоит в том, что они, как считается, измеряют отдельные когнитивные процессы. Проводились эксперименты, в которых измерялось время, необходимое для осуществления отдельной элементарной когнитивной операции (ЭКО). Например, в парадигме сканирования памяти, выдвинутой С. Стернбергом (Steinberg, 1969), испытуемым на несколько секунд предъявляется перечень цифр или фигур, за которым следует «элемент-мишень». Испытуемого просят нажать на одну кнопку, если «элемент-мишень» входил в предъявлявшийся перечень, и на другую, если его там не было. Установлено, что время реакции связано с длиной перечня. После небольших статистических процедур (включающих опенку регрессии) можно установить, сколько времени требуется индивидууму, чтобы воспринять значение мишени, и сколько — для того чтобы сравнить мишень с одним из запечатленных образов.

Чтобы проверить эти теории, были приняты два основных подхода. Один, довольно грубый, включает вычисление корреляций между длительностями различных элементарных когнитивных операций и способностями, а другой — моделирование времени решения сложных задач.

Первый подход включает просто оценку того, сколько времени требуется каждому индивидууму в выборке для осуществления некоторых элементарных когнитивных операций; эта оценка происходит с использованием таких экспериментов, как парадигма сканирования памяти, выдвинутая Стернбергом. Следующий этап состоит в том, чтобы проверить, будут ли люди, быстрее всех выполняющие эти базисные когнитивные операции, так же хорошо справляться с определенными тестами способностей, которые могут потребовать использования (повторного) некоторых из тех же ЭКО среди других операций. Время, которое требуется каждому субъекту для выполнения каждой ЭКО, можно коррелировать с баллами, полученными по различным психометрическим тестам способностей. (Более сведущие в статистике читатели поймут, что для определения значимости каждой ЭКО по отношению к каждой черте способностей может быть использован метод множественной регрессии. Бета-веса из уравнения регрессии могут показать относительное число случаев использования каждой ЭКО в ходе решения любого теста способностей. Однако читатели, не знакомые с регрессионным анализом, могут пропустить эту деталь.)

В ряде исследований изучали взаимосвязи между способностями и временем, которое требуется, чтобы выполнить некоторые из этих ЭКО. Хант (Hunt, 1978) предположил, что вербальные способности тесно связаны с индивидуальными различиями в способностях извлекать лексическую информацию (например, значения букв) из долговременной памяти. Его испытуемые участвовали в двух экспериментах. В первом их просили решить (как можно быстрее), будут ли пары букв графически одинаковыми (например, ДА, аа, ББ или бб) или различными (например, АБ, аА, 6А, аб). Во втором эксперименте их просили решить, относятся ли два изображения к одной и той же букве алфавита (например, Аа, АА, аА, Бб) или нет (например, АБ, 6А, аб, аБ). Среднее время, необходимое для принятия каждого решения (правильного), вычислялось для каждого эксперимента отдельно. Среднее время, необходимое для решения того, являются ли два изображения графически идентичными, затем вычиталось из среднего времени, требуемого для решения того, относятся ли два изображения к одной и той же букве алфавита. Считалось, что эта разница связана с количеством времени, необходимым для оценки «значения» каждого изображения в долговременной памяти. Устойчиво обнаруживалось, что корреляции между этой статистической характеристикой и вербальными способностями составляют приблизительно —0,3, являются статистически значимыми, но все-таки они недостаточно велики для утверждения, что вербальные способности — это всего лишь скорость лексического доступа. Итак, вероятно, мы нуждаемся в разработке более сложных экспериментов, чтобы попытаться смоделировать процессы, используемые при решении более трудных задач.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...