Рис. 8.5. Схематическое изображение усредненных слуховых вызванных потенциалов, зарегистрированных (а) у испытуемых с высокими показателями интеллекта (IQ) и (б) у испытуемых с низкими показателями интеллекта (IQ).

Более поздние исследования в этой области включают работы Стафа с соавторами (Stough et ai, 1990) и Гилберта с соавторами (Gilbert et al., 1991), которые подтвердили ожидаемый эффект, а также Шагасса с соавторами (Shagass et al., 1981) и Бейтса и Айзенка (Bates, Eysenck, 1993), не подтвердивших его. Более всего тревожит то, что Баррет и Айзенк в своем технически утонченном исследовании (Barret, Eysenck, 1992) не смогли обнаружить положительной корреляции между общими способностями и «веревочным измерением». На самом деле данные показывают, что корреляции — если они вообще есть — должны быть отрицательными. Учитывая измерительную и методологическую изощренность этого исследования, неудача попыток воспроизвести предшествующие результаты беспокоит. Измерение вызванных потенциалов — технически очень сложное дело, которое подтолкнуло развитие технологии в 1960— 1970-е гг. Всегда существует опасение, что какая-то методологическая проблема могла оказывать влияние на результаты, как это было, например, в исследовании Хендриксо-на (Hendrickson, 1982), которое включало тестирование в разных местах, в то время как часть выборки, состоявшая из высокоспособных испытуемых, наоборот, тестировалась в одном и том же месте. Выяснилось также, что в детерминации длины волновой линии внимание взаимодействует с общими способностями даже в небольшой выборке студентов (Bates et al., 1995). Когда испытуемых просили обращать внимание на тоны, это сказывалось на длине волновой линии у высокоспособных индивидов. Результаты исследований с регистрацией вызванных потенциалов противоречивы, что может отражать небольшие, но очень важные различия в экспериментальных процедурах и инструкциях. Но в целом, как сообщается в литературе, имеется достаточно надежных корреляций, позволяющих считать, что с высокой степенью вероятности существует некоторая скрытая связь между длиной волновой линии и общими способностями.

Наряду с этим использовались и многие другие, более традиционные, виды анализа вызванных потенциалов (например, измерение их амплитуды и времени от момента предъявления стимула до пика каждого восходящего и нисходящего компонента); Диари и Кэррил (Deary, Carryl, 1993) представили прекрасный и основательный обзор такой литературы. Еще раз подчеркнем, что результаты достаточно разнообразны, хотя в целом они подтверждают наличие связи между общими способностями и электрической активностью мозга. Однако детальное описание этих исследований выходит за пределы данной главы.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...