Проблема, возникающая в связи с этими экспериментами, состоит в том, что корреляции между временем реакции и показателями общих способностей увеличиваются, когда задача становится более сложной. Например, задача на время реакции, предусматривающая восемь альтернатив (такая, как показана на рис. 8.3), дает значительно более высокие корреляции с показателями общих способностей, чем аналогичная задача с выбором из двух или четырех вариантов. Действительно, по литературным данным, простое время реакции (измеряемое максимально быстрым нажатием кнопки в ответ на единичное предъявление света или звука) обнаруживает весьма умеренную корреляцию с показателем общих способностей — порядка от -0,1 до -0,25 (Jensen, 1980). Если высокий уровень общих способностей точно отражает индивидуальные различия в скорости обработки информации, корреляции должны быть выше указанных.

Одно альтернативное объяснение незначительных корреляций может быть таково: либо общие способности, либо измерение простого времени реакции имеет невысокую надежность. Надежность времени реакции может быть оценена тем же самым способом, что и надежность заданий опросника, и плохо, что в большинстве исследований времени реакции надежность не определяется. Однако Мэй с соавторами (May et ai, 1986) показал, что высоконадежные оценки простого времени реакции могут быть получены на основе сравнительно небольшого числа проб и потому низкий уровень надежности вряд ли может быть причиной наблюдаемых незначительных корреляций. Гораздо более вероятно, что в деятельность включены более сложные виды принятия решений и используемых стратегий.

Задание для самопроверки 8.2

{а} В чем заключается разница между временем опознания и временем реакции?

(б) Назовите три показателя, получаемые в задаче Дженсена, которые, как было установлено, существенно коррелируют с общими способностями.

Вызванные потенциалы

Четвертый способ исследования связи между активностью нервной системы и общими способностями основывается на регистрации электрической активности мозга. Если прилепить (в буквальном смысле слова!) несколько электродов к поверхности головы и соединить их с усилителем, можно измерить электрическую активность мозга, но не в отдельных нейронах, а в целых областях мозга. Регистрация усредненных слуховых вызванных потенциалов состоит, как следует из их названия, в измерении колебаний электрического напряжения мозга (потенциалов), которые вызваны каким-либо звуком. Они показывают, как мозг обрабатывает простой звук.

В самом простейшем экспериментальном варианте испытуемый в наушниках сидит на удобном стуле, электроды прикреплены к поверхности его головы. Испытуемому просто предлагают сидеть спокойно с закрытыми глазами и ничего не делать. Его также информируют, что время от времени он будет слышать щелчки или тоны через наушники, но их следует игнорировать. Примерно 100 щелчков предъявляется приблизительно в течение 10 минут. Что могло бы быть проще, с точки зрения испытуемого?

Электрическая активность мозга регистрируется в течение пары секунд, следующих за каждым щелчком. На практике разность потенциалов обычно измеряется каждую тысячную долю секунды от момента включения щелчка, и в конце эксперимента каждое из 1000 измерений разности потенциалов усредняется по всем 100 повторениям (поэтому эта реакция известна как усредненные слуховые вызванные потенциалы). Затем 1000 усредненных значений разности потенциалов может быть нанесена на график почти так, как это показано на рис. 8.5, который основывается на одной из первых касающихся этой проблематики работ Эртла и Шафера (Ertl, Schafer, 1969). На графике время откладывается по оси X, а разность потенциалов — по оси К, нулевая точка по оси времени соответствует предъявлению щелчка. Можно видеть, что эти данные со всей определенностью обнаруживают различия между индивидуумами, имеющими высокие и низкие показатели интеллекта (IQ), хотя, поверьте моему слову, было обнаружено на удивление мало вариаций внутри каждой группы участников.

Вызванные потенциалы испытуемых с высоким IQ имеют, как правило, большую амплитуду колебаний и более острую форму волн, нежели вызванные потенциалы, полученные у испытуемых с низким IQ. В связи с этим Хендриксоны (Hendrickson, Hendrickson, 1980) предположили, что оценки вызванных потенциалов можно произвести при помощи простого измерения длины их волновой формы за определенный период (например, 0,25 с). Они назвали это «веревочным измерением» (поскольку изначально измерение проводилось прикладыванием куска веревки к кривым (подобные кривые показаны на рис. 8.5), затем веревку выпрямляли и измеряли ее длину). Используя этот прием, они обнаружили корреляцию, равную 0,7, между длиной веревки, измеряющей волновую форму, и показателями IQ в данных Эртла и Шафера. Затем они зафиксировали корреляции порядка 0,7 для другой выборки, в которую входили более двухсот школьников (Hendrickson, 1982), — высокозначимый, но с трудом повторяемый результат.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...