Время опознания

Было разработано несколько методов для косвенного измерения СНП. Может быть, наиболее доступна для понимания методика, известная как оценка времени опознания (Vickers etal., 1972). Она всего лишь измеряет минимальную длительность экспозиции простого стимула, достаточную для его правильного восприятия. Например, представьте себе, что на экране в течение нескольких тысячных долей секунды демонстрируется либо форма а, либо форма б (см. рис. 8.1), а затем испытуемого спрашивают, какая линия была более длинной — справа или слева. Форма в предъявляется немедленно после формы а или б, выполняя функцию маски (если вы не знакомы с принципами маскировки, вы можете спокойно проигнорировать эту деталь). Важно осознать, что время опознания — это показатель того, сколько времени требуется, чтобы увидеть стимул, а не того, насколько быстро человек может ответить на него. В задаче на время опознания испытуемый расходует столько времени, сколько ему нужно для принятия решения.

Рис. 8.1. Изображение стимулов в задаче на время опознания.

Цель исследования времени опознания — определить, сколько времени требуется индивидууму, чтобы увидеть подобные стимулы. Поскольку сетчатка глаза, по существу, представляет собой отросток мозга, можно ожидать, что люди, обладающие точно и быстро действующими нейронами, будут способны провести это простое различение быстрее, чем другие. Поэтому можно ожидать, что индивидуумы с высоким уровнем интеллекта способны правильно «увидеть» стимул после более короткой экспозиции, чем индивиды, имеющие более низкий уровень общих способностей. Так и есть: имеется отрицательная корреляция между общими способностями и временем опознания.

Количество времени, которое требуется человеку, чтобы увидеть фигуры, может быть оценено при неоднократном предъявлении стимула (например, 50—100 раз) для каждой длительности предъявления. Процент правильных ответов регистрируется и затем может быть нанесен на график (см. рис. 8.2). Можно заметить, что при самой короткой экспозиции оба испытуемых — А и Б — действуют по случайному принципу. Однако по мере того как возрастает время предъявления, становится ясным, что испытуемый А может гораздо быстрее, чем испытуемый Б, увидеть, какая линия длиннее; у последнего процент правильно опознанных стимулов растет довольно медленно. Можно подсчитать статистические характеристики для каждого испытуемого, отражающие эти различия, — например, время экспозиции, при котором оба испытуемых будут способны правильно решить задачу в 80% предъявлений. Такие статистические оценки можно про коррелировать с показателем общих способностей, чтобы определить, насколько время опознания (и следовательно, косвенно скорость и/или эффективность процессов обработки информации в нервной системе) связано с общими способностями.

Рис. 8.2. Процент правильно опознанных стимулов при разной длительности экспозиции в задаче на время опознания.

Это подтвердили десятки исследований. В большинстве из них обнаружено, что корреляция между показателями общих способностей и временем опознания колеблется от —0,3 до —0,5. Было также изобретено несколько альтернативных методов оценки времени опознания, и они показали в основном похожие результаты. Однако интерпретация таких данных достаточно противоречива. Не вникая в детали, отметим, что, по некоторым предположениям, на корреляции между временем опознания и общими способностями может влиять объем внимания или использование когнитивных стратегий — таких, как восприятие мелькания стимула, которое будет проявляться в оценке того, слева или справа предъявлялась более короткая линия маскируемого стимула (Mackenzie, Bingman, I985). Но даже с учетом этого предположения можно констатировать наличие заметной корреляции между изучаемыми показателями (Egan, Deary, 1992). Таким образом, оказывается, что имеется довольно существенная связь между временем опознания и общими способностями, хотя она и несколько слабее, чем утверждалось в ранних работах. Диари и Стаф недавно подготовили обстоятельный обзор, касающийся данной проблематики (Deary, Stough, I996).

Задание для самопроверки 8.1

Почему было бы важно доказать, что на время опознания влияют когнитивные стратегии — такие, как, например, восприятие мельканий?

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...