Весьма характерны с точки зрения эффекта мобильности стилевого поведения результаты исследования импульсивности/рефлективности.

В частности, дети младшего школьного возраста после выполнения методики Векслера, т. е. под влиянием интеллектуальной нагрузки смещались на полюс рефлективности — и по времени первого ответа, и по количеству ошибок (Plomin, Buss, 1973).

В условиях варьирования инструкции при выполнении методики «Сравнение похожих рисунков» на трех выборках студентов (в 1-й группе — «нейтральные условия», во 2-й группе — «действовать как можно быстрее», в 3-й группе — «делать меньше ошибок») во 2-й группе количество ошибок увеличивалось, а время принятия решения — уменьшалось. Сам факт такого изменения рассматривается как свидетельство роли произвольного фактора в детерминации индивидуальных различий в данном когнитивном стиле (Gilpin, 1979). При модификации методики Кагана, включающей от 2-х до 12-ти вариантов выбора, по мере увеличения количества альтернатив у рефлективных детей время ответа резко увеличивалось, тогда как количество ошибок практически не изменялось; у импульсивных детей время ответа практически не изменялось, тогда как количество ошибок резко увеличивалось (Yando, Kagan, 1970).

Любопытно, что рефлективные дети при решении задач, требующих быстроты действий, легко приспосабливаются к этому требованию и успешно справляются с задачами типа теста Равена. Аналогично, именно рефлективные лица демонстрируют «когнитивную гибкость», ибо они, будучи более восприимчивы к ситуативным требованиям задачи, могут стать быстрыми/точными, если это необходимо. Напротив, импульсивные лица проявляют своего рода фиксированность интеллектуального поведения, «закрываясь» в своем менее адаптивном быстром/ неточном способе переработки информации (цит. по: Jones, 1997).

Наконец, мобильность этого стиля доказывает факт роста рефлективности учащихся под влиянием инновационного обучения (Гельфман, Холодная, Демидова, 1993).

В связи с обсуждаемым вопросом несомненный интерес представляет гипотеза Дж. Келли относительно природы когнитивной простоты/сложности. Он полагал, что индивидуальная конструктивная система постоянно пульсирует, переходя от состояния расслабления к состоянию сжатия и наоборот. В состоянии расслабления связи между конструктами ослабевают, что позволяет им перегруппировываться и образовывать новые связи. Стадия сжатия закрепляет связи между конструктами. Эти изменения конструктивной системы Келли называл «творческим циклом» (Kelly, 1955).

Обзор исследований в области изучения когнитивной простоты/сложности позволил А. Г. Шмелеву и А. С. Кондратьевой сделать заключение о том, что « .когнитивный стиль не столько является личностной константой человека, сколько находится в зависимости от ситуационно складывающихся обстоятельств деятельности» (Шмелев, Кондратьева, 1981, с. 8), поскольку, например, стрессогенная ситуация ведет к появлению дисфункций данного когнитивного стиля в направлении роста когнитивной простоты. К аналогичному выводу пришел и А. С. Кочарян, отметивший, что « .параметр "когнитивная сложность" может быть и устойчивым, и ситуативным образованием» (Кочарян, 1986, с. 38).

Факт мобильности индивидуальной конструктивной системы нашел свое подтверждение и в более современных исследованиях. Так, Е. П. Крупник и Е. Н. Лебедева, согласно результатам своего эмпирического исследования с применением методики «Репертуарные решетки», сочли возможным сформулировать следующее утверждение: « .психологическая устойчивость системы личностных конструктов определяется характером ее психодинамики (т. е. количеством степеней свободы в иерархической организации)», при этом « .основная особенность иерархической организации системы личностных конструктов заключается в подвижности и гибкости "поведения" составляющих ее суперординантных и субординантных личностных конструктов» (Крупник, Лебедева, 2000, с. 13).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...