Третья группа — стили, которые не коррелируют со способностями и не имеют ценностного контекста, при этом каждый из двух полюсов данного стилевого измерения имеет свои отличительные характеристики (узкий/широкий диапазон эквивалентности, когнитивная простота/сложность) (Kogan, 1983).

Аналогичной точки зрения придерживается Ч. Носал, согласно которому когнитивные стили — это специфические механизмы переработки и организации информации (см. его классификацию когнитивных стилей в главе 3). Поэтому возможно объединение знаний об общих механизмах функционирования интеллекта (теорий интеллекта), процессах переработки информации (теорий в области когнитивной психологии) и индивидуальных стилевых различиях (теорий когнитивных стилей) (Nosal, 1990).

Вторая позиция заключается в том, что феноменология когнитивных стилей рассматривается как форма проявления интеллекта.

По мнению Дж. Гилфорда, некоторые когнитивные стили можно рассматривать в терминах его модели «структуры интеллекта» (SI). В частности, ПНЗ идентична конвергентной продуктивности визуальных трансформаций, хотя данное стилевое свойство обнаруживает себя и в других видах содержания (семантическом, символическом, поведенческом), а также в рамках дивергентной продуктивности. Соответственно, ПНЗ характеризует скорее гибкость (способность осуществлять изменения информации), чем способность к анализу (структурированию) информации. В свою очередь, такой когнитивный стиль, как абстрактная концептуализация, идентичен дивергентной продуктивности семантических классов (Guilford, 1980).

Гилфорд делает вывод, что когнитивные стили — это интеллектуальные организационные (executive) функции, имеющие дело с инициацией и контролем интеллектуальной деятельности (т. е. определяющие, где, когда и каким образом будут использоваться базовые интеллектуальные способности). Хотя определенные когнитивные стили и связаны со способностями, не всегда ясна природа этой связи, в связи с чем Гилфорд формулирует несколько ключевых для стилевого подхода вопросов:

• имеют ли стили и способности одну и ту же основу;

• пересекаются ли тесты когнитивных стилей и тесты интеллекта;

• действительно ли стили являются более высокоорганизованным фактором способностей;

• выступают ли когнитивные стили как предпочтения (Guilford, 1980).

Особый интерес в связи с обсуждаемой проблемой представляет точка зрения Д. Бровермана (Broverman, 1960). Когнитивные стили, по его мнению, связаны не с уровнем интеллектуального исполнения в рамках той или иной конкретной задачи, а с так называемыми вариативными (ipsative) оценками, которые характеризуют меру отклонения показателей успешности исполнения некоторого множества интеллектуальных задач сравнительно с индивидуальным средним уровнем исполнения. Когнитивные стили — это «интраиндивидуальный организационный феномен». Соответственно, способности (точнее, мера варьирования способностей) выступают в качестве функции присущих данному человеку когнитивных стилей.

Косвенным аргументом в пользу предположения о том, что когнитивные стили выступают в качестве проявления интеллекта, являются результаты их исследования в рамках «психолексического, или личностно-ориентированного подхода» (Roodenburg, 2003). С помощью техники самоотчета учителя средних школ перечислили в виде списка прилагательных признаки способов мышления, или стилей мышления своих учеников (для этого учителям предлагалось вспомнить 3-5 своих учеников и указать, по каким признакам они отличаются друг от друга). В дальнейшем было отобрано 99 ключевых прилагательных, на основе которых уже другие учителя должны были оценить двух самых различающихся, с их точки зрения, учеников («Оцените, в какой степени каждое из списка прилагательных описывает характерный для каждого ученика способ мышления»). Факторизация данных привела к выделению первого фактора «Хорошие -плохие способности» (35,9 % дисперсии), который с высоким положительным весом включал свойства, характеризующие ресурсы интеллекта (успешный в учебе, внимательный, организованный, рациональный, интеллигентный, способный), и с отрицательным весом — свойства, характеризующие недостатки интеллекта (неуверенный в своих взглядах, хаотичный, ограниченный, медленный, ленивый, путающийся в своих мыслях). Иными словами, на уровне профессионального самосознания учителей индивидуальные различия в способах мышления являются органическим «продолжением» качеств индивидуального интеллекта.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...