Итак, что же следует измерять? От целей исследования главным образом зависит, следует ли измерять фактор g (используя тесты типа матриц Равена или свободных от влияния культуры шкал Кэттелла), способности второго порядка (используя нечто типа шкал Векслера, батареи тестов общих способностей или извлекая значения факторов, факторизуя тесты первичных способностей) или просто оценивать первичные способности (используя тест Экстрема или Полную батарею тестов способностей). Измерение 20 первичных способностей занимает по крайней мере три часа, и было бы расточительно проводить подобное обследование в ходе профессионального отбора соискателей, например, на должность секретаря с целью отсеять тех, кто имеет низкий уровень способностей. В этом случае быстрый групповой тест общих способностей или, может быть, тест перцептивной скорости позволил бы сделать очевидный выбор (в зависимости от особенностей и разнообразия задач, которые должен выполнять назначаемый на должность человек). При оценке развития речи детей с целью выявления возможных трудностей овладения языком чрезвычайно важно сконцентрироваться именно на тех факторах, которые имеют отношение к использованию речи. Итак, в принципе, сам исследователь выбирает тест того или иного уровня обобщения, исходя из имеющегося у него представления о навыках и умениях, которые необходимо оценить.

Модель Гилфорда

Необходимо кратко охарактеризовать модель Гилфорда, описывающую «структуру интеллекта», поскольку, несмотря на относительно слабые эмпирические доказательства, на нее все еще иногда ссылаются. Гилфорд (Guilford, 1967) отказался от факторного анализа как средства изучения структуры способностей и сконструировал модель, которая игнорировала наиболее известные данные, полученные за полувековую историю научных исследований, и в первую очередь тот факт, что способности обнаруживают тенденцию положительно коррелировать друг с другом. Вместо этого он предложил систематику способностей, которые, с его точки зрения, должны существовать на основании теории, предполагающей их независимость друг от друга.

Он предположил, что каждая способность имеет три главных качества. Первое из них он назвал «содержание». Было выделено четыре типа содержания: графическое, символическое, семантическое и поведенческое. Они определяют тип предъявляемого материала. Задачи с поведенческим содержанием могут базироваться на видеоклипах, демонстрирующих действия людей, задачи с семантическим содержанием — на словесном материале и т.д.

Следующее качество — «операции» — характеризует наиболее общие мыслительные операции, которые преимущественно привлекаются при решении задач. Другими словами, операции определяют, что именно делает задачу трудной. В их число включались познание, память, продуктивность дивергентного и конвергентного мышления, оценивание. Некоторые из этих категорий кажутся странными. «Познание» (в наши дни) рассматривается как весьма широкая и неоднородная группа мыслительных операций. Дивергентное мышление характеризует скорость и/или креативность в

продуцировании идей, в то время как конвергентное мышление побуждает человека искать «самое лучшее» решение проблемы. И наконец, последнее качество Гилфорд назвал «продуктами». Оно характеризует результат решения проблемы (значения, преобразования, системы, отношения, классы или единицы). Таким образом, Гилфорд постулировал, что существует в общей сложности 120 отдельных способностей (4 вида содержания х 5 операций х 6 видов продуктов), и приложил немало усилий, чтобы разработать тесты для их диагностики.

Тем не менее, очевидная проблема обсуждаемой модели состоит в том, что она носит произвольный характер. Какими бы недостатками ни отличался факторный анализ, он по крайней мере исследует структуру экспериментальных данных и описывает то, что реально имеет место. Модель Гилфорда не имеет явных теоретических или эмпирических оснований, и создается впечатление, что она была изобретена, что называется, «из головы». В аналитическом обзоре теорий способностей Кэрролл (Carroll, 1993), обсуждая теорию Гилфорда, использует выражения типа «просто казус», «несовершенный в своей основе» (р. 59—60) — мнение, с которым трудно не согласиться. Эта работа все же имела один положительный результат — введение Гилфордом представления о «дивергентной продукции» — процессах быстрого порождения новых идей, в том числе нестандартных. Подобные умения, предположительно связанны с креативностью (предмет особой заботы деятелей образования США в 1960-е гг.), которую составители тестов до этих пор упускали из виду. Когда такие задания были включены в тестовые батареи типа Полной батареи тестов способностей или теста Экстрема, они привели к выделению нового вторичного фактора Gv, обсуждавшегося выше.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...