Рис. 7.1. Часть иерархической модели способностей, демонстрирующая один фактор третьего порядка (фактор общих способностей g), который влияет на два фактора второго порядка (Gc, т.е. кристаллизованные способности, и Gr, т.е. способность к поиску (информации)). Последние два фактора в свою очередь влияют на уровень первичных способностей, таких, как вербальные способности (V), способности к оперированию числами (N), знание механики (Mk), креативность (F1), беглость речи (W). В основании пирамиды квадратами представлены различные субтесты, измеряющие, например, понимание, знание поговорок и словарный запас, способность решать системы уравнений и т.д.

Относительно природы основных первичных способностей существует общая согласованность позиций, по поводу же количества и сущности способностей второго и третьего порядка мнения исследователей существенно различаются. Верной (Vernon, 1950) предположил, что существуют две главные способности второго порядка: первая в основном отражает вербальный/образовательный уровень (v:ed), вторая представляет практические/механические способности (k:m). Они коррелируют между собой, давая на третьем уровне фактор общих способностей (фактор g, по Спирмену). Фактор v:ed Вернона имеет значительные факторные нагрузки по показателям способностей первичного уровня, таких, как вербальная способность и способность оперировать числами. Второй фактор Вернона имеет факторные нагрузки по показателям визуализации и пространственных способностей. Эта теория оказала влияние на конструирование Векслером теста для оценки индивидуальных способностей (тест Векслера для оценки интеллекта взрослых и его же — для оценки интеллекта детей), который широко используется педагогическими психологами и другими профессионалами для индивидуальной диагностики и консультирования. Кроме того, привлеченные тесты были разделены таким образом, чтобы диагностировать вербальный интеллект и показатель успешности действия (в соответствии с факторами Вернона), хотя факторный анализ субтестов не давал для этого оснований (Cooper, 1995).

Хорн с Кэттеллом (Horn, Cattell, 1966) и Хэкстиан с Кэттел-лом (Hakstian, Cattell, 1978) выделили не два, а шесть факторов второго порядка. Эти данные подтвердились в работах Клайна, Купера (Kline, Cooper, I984b), Ундхайма (Undheim, 1981) и др. Два наиболее важных фактора в этой модели известны как флюидный интеллект (Gf) и кристаллизованный интеллект (Gc). Флюидный интеллект — это исходная способность к рассуждению, которая должна формироваться независимо от образования, охватывая такие области, как память, пространственные способности и индуктивное рассуждение, в то время как кристаллизованный интеллект базируется на знаниях и оказывает влияние на вербальное понимание и знание механики. Остальные четыре фактора второго порядка — это поиск информации (Gr), связанный со скоростью продуцирования творческих идей; визуализация (Gv), идентифицированная Терстоуном как первичная умственная способность; скорость (Gps — фактор «перцептивной скорости», измеряющий скорость сравнения индивидуумом двух рядов букв или фигур); память (Gm). Эти факторы тоже легко интерпретируются.

Задание для самопроверки 7.4

С какими факторами второго порядка, выделенными Хорном, по вашему мнению, должны коррелировать следующие способности и их показатели:

(а) определение своего местоположения по карте в случае потери ориентировки на местности;

(б) скорость принятия решения относительно того, что можно приготовить из двух яиц, луковицы и ломтика хлеба;

(в) школьные экзаменационные отметки ребенка;

(г) чтение корректуры журнала по ядерной физике, в котором опубликовано сложное уравнение (проверка соответствия напечатанной версии уравнения и авторского оригинала).

Основная причина, объясняющая различия в количестве факторов второго порядка, вероятно, коренится в природе измеряемых способностей, хотя различия в процедуре факторизации тоже могут сказываться. Если исходная батарея тестов содержит меньше двух субтестов, измеряющих креативность или свойства памяти, не следует ждать появления первичных или вторичных факторов, таких, как Gv или Gm, поскольку задачи на креативность и память обычно не обнаруживают корреляции с какими-либо другими задачами. Другой существенный факт, о котором не следует забывать, состоит в том, что флюидный интеллект (Gf) имеет поразительное сходство с фактором общих способностей g, выявленным Спирменом. Благодаря этому есть основания ожидать, что факторы третьего порядка (при факторизации корреляций между факторами второго порядка) будут оказывать влияние на три вторичных фактора (Gf, Gc и Gv), которые получаются при факторизации выборки первичных способностей (Gustafsson, 1981).

К чему же в конечном счете мы пришли? Создается впечатление, что определить содержание способности можно несколькими способами. Прежде всего, по результатам изучения иерархии способностей положительные корреляции между всеми первичными способностями и между всеми вторичными заставляют предполагать, что фактор общих способностей, выделенный Спирме-ном (или любой другой близкий к нему), пронизывает всю когнитивную деятельность. Некоторые теоретики предполагали, что общие способности могут быть даже связаны со скоростью и/или эффективностью функционирования нервной системы. Ряд доказательств в пользу этого утверждения будет представлен в главе 8. Таким образом, совершенно закономерным будет вывод, что все задания находятся в сфере действия общих способностей. Это значит, что существуют также некоторые «кластеры» способностей, которые имеют тенденцию одновременно проявляться и исчезать. Выявлено около шести главных факторов второго порядка. Не удивительно, что один из этих факторов (Gc) связан с формирующимися в школе знаниями и умениями. Однако остальные, по-видимому, отражают чисто мыслительные процессы. Кроме этого, обнаружено более двадцати отдельных первичных умственных способностей. Они рассматриваются как основные мыслительные навыки, хотя, как отмечалось раньше, есть некоторые сомнения по поводу процедур, используемых при выделении некоторых из этих способностей с помощью факторного анализа. Речь идет о способностях, факторная структура которых не всегда хорошо известна.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...