Таблица 7.2

Перечень Первичных умственных способностей, составленный Терстоуном (Thurstone, 1938)

Код

Фактор

Краткое описание

S

Пространственные способности

Визуализация фигур, мысленное вращение

V

Вербальные отношения

Использование слов в контексте, понимание, аналогии и т.д.

Р

Перцептивная скорость

Поиск (сходства/различия в стимулах)

N

Операции с числами

Сложение, вычитание и т.д. Алгебраические упражнения

W

Беглость речи

Выполнение заданий с использованием отдельных слов, например, составление анаграмм, правописание

М

Память

Обучение парным ассоциациям, опознание

I

Индукция

Нахождение правил по данным образцам, например, в сериях чисел

R

Ограничение

Знания в области механики, пространственные и вербальные навыки

D

Дедукция

Способность к дедуктивному рассуждению: применение правила

В дополнение к этому были описаны еще три фактора, которые не допускают однозначной интерпретации.

Иерархические модели способностей

Полученные позднее доказательства свидетельствуют о том, что анализ, проведенный Терстоуном, имел и другие упущения. В то время как Терстоун считал, что корреляция между первичными способностями не является существенной, в большинстве последующих работ было обнаружено, что эти факторы взаимосвязаны, хотя и в разной степени. Именно поэтому возможен факторный анализ корреляций между первичными способностями.

Дополнительно к этому некоторые исследователи расширяли перечень субтестов, включаемых в факторный анализ, и таким путем обнаруживали все большее число первичных умственных способностей. В этом плане все еще остается полезным вклад Кэттелла (Cattell, 1971). В его обзоре литературы выделено 17 факторов первого порядка, которые повторяются в нескольких независимых исследованиях и имеют, по-видимому, достаточно широкий охват. Вслед за этим Хэкстиан и Кэттелл (Hakstian, Cattell, 1976) опубликовали тест, предназначенный для оценки 20 первичных умственных способностей, получивший название «Полная батарея способностей». «Набор когнитивных тестов, выделенных с помощью факторного анализа» (Ekstrom et al., 1976) очень похож на него, и есть все основания полагать, что эти два теста измеряют большинство наиболее важных первичных умственных способностей. Оба включают оценку таких разных способностей, как оригинальность (умение придумывать необычное применение вещам), знание механики, умение рассуждать, вербальные способности, способность к оперированию числами, креативность (способность быстро продуцировать много идей), перцептивная скорость (скорость оценивания сходства/различия двух наборов стимулов), грамотность и эстетический вкус (в отношении произведений искусства). Таким образом, анализ Кэттелла подтверждает и расширяет результаты Терстоуна.

Если факторному анализу подвергаются корреляции между полученными факторами («первичный уровень умственных способностей»), образуется некоторое количество факторов второго порядка («вторичный уровень») (см. рис. 7.1).

Линиями на диаграмме отмечены «значимые» факторные нагрузки (выше, например, 0,4). Сырые данные, на основе которых проводился анализ, — баллы, полученные в результате выполнения некоторого числа субтестов, — представлены квадратами в основании пирамиды. Овалы на следующем уровне обозначают факторы, которые получаются, когда корреляции между указанными субтестами подвергаются факторному анализу. Это и есть первичные умственные способности. Следующий, более высокий, уровень демонстрирует, что происходит, если факторизовать корреляции между первичными умственными способностями. В этом примере все перечисленные способности — вербальные способности (V), способность оперировать числами (N), знание механики (Mk) —имеют существенные факторные нагрузки по фактору второго порядка, именуемому Gc, значение которого будет обсуждено чуть позже. Обратите внимание на то, что ни один из других факторов первичных способностей, обозначенных на рисунке, не имеет существенных факторных нагрузок по фактору Gc. Можно также провести факторный анализ любых корреляций между факторами второго порядка, чтобы получить один или более факторов третьего порядка. По мере нашего продвижения к вершине фигуры мы можем видеть, что каждый новый фактор имеет возрастающее по широте охвата влияние. Например, фактор вербальных способностей определяет успешность выполнения только трех субтестов, в то время как фактор Gc влияет на успешность выполнения 10 субтестов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...