Содержание заданий теста может варьировать в широком диапазоне: от проблем вербальных, математических или имеющих отношение к механике до социальных и моральных проблем; задания могут включать даже вопросы на восприятие высоты звука. Процессы, вовлекаемые в выполнение заданий, также могут быть чрезвычайно разнообразны. Поскольку крайне маловероятно, что большинство задач будет решаться при помощи только одного процесса, необходимо для каждой задачи определить степень участия памяти, количество базисных знаний, требуемую скорость, установить отношения между объектами (например, «кошка так относится к котенку, как собака к ???»)) а также оценить объем информации, который следует обработать (например, при рисовании фрески по сравнению с рисованием круга), чтобы справиться с заданием. В выполнение подобных заданий может вовлекаться огромное число процессов, но их список можно было бы составить на основе базисных представлений когнитивной психологии.

Проблема, однако, состоит в том, что классификация тестов в рамках такой модели в целом неоднозначна. Как можно точно определить (без осуществления множества экспериментов), насколько тесно связаны между собой требования, предъявляемые задачей к процессам памяти, и скорость ее решения?

Задание для самопроверки 7.2

Попытайтесь, оперируя понятиями карты измерения способностей, разработанной Кэттеллом (табл. 7.1), провести классификацию каждого из следующих заданий:

а) пропеть ноту, которую сыграли на пианино;

б) опознать музыкальный фрагмент;

в) выучить роль в пьесе;

г) отгадать загадку;

д) придумать каламбур;

е) выполнить это задание (т.е. задание 7.2).

Эта карта может оказаться полезной, поскольку она напоминает нам о том, что большинство из выделенных к настоящему времени способностей требует главным образом включения «внутренней обработки информации», но мы знаем значительно меньше о способностях, включенных в такие компоненты карты Кэттелла, как прием информации и исполнение. Проблема возникает в связи с тем, что карта не имеет отчетливых логических оснований (если не считать перечень процессов в когнитивной психологии) и практически невозможно на основании простого ознакомления с заданием установить, какие именно процессы участвуют в его решении. Таким образом, можно сделать вывод, который будет, вероятно, наиболее правильным: не существует единственной, общепризнанной, стандартной методологии для выявления всех аспектов поведения, которые могут испытывать на себе влияние способностей.

Факторный анализ способностей

Есть существенные различия в том, каким образом обычно применяется факторный анализ при изучении личности и способностей. Как это ни странно, но эти различия не нашли достаточно отчетливого отражения в литературе. Они касаются того, какие именно показатели подвергаются факторному анализу. Вспомните, что в психологии личности ответы на отдельные вопросы теста обычно прямо идут в факторный анализ. Таким образом, если матрица корреляций между ответами в каком-то личностном опроснике факторизуется, в результате должны выделиться главные личностные факторы, которые соответствуют шкалам опросника.

В сфере способностей крайне редко можно обнаружить исследование, в котором вычисляются и затем факторизуются корреляции между отдельными тестовыми заданиями. Вместо этого практически во всех исследованиях факторному анализу подвергаются корреляции между субшкалами, состоящими из нескольких заданий, например, индивидуальные баллы по субшкалам (каждая включает примерно 20 заданий), измеряющим вербальное усвоение, понимание скрытого смысла поговорок и выполнение задания «удалить лишнее слово» (некоторые примеры взяты из книги Терстоуна (Thurstone, 1938). В большинстве тестов способностей факторному анализу подвергаются корреляции между группами заданий, а не между заданиями как таковыми. Но вопрос о том, по каким основаниям эти задания группируются вместе в исходной ситуации, может иметь весьма важные последствия для получаемых в итоге результатов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...