Вы уже знакомы с рядом исследовательских приемов, которые используются при изучении умственных способностей. Большинство ведущих специалистов согласны с тем, что факторный анализ корреляций между заданиями в тестах способностей может выявить базовую структуру способностей. Следовательно, та же технология, с помощью которой были выявлены личностные характеристики — такие, как экстраверсия и нейротицизм, должна обнаружить структуру способностей. По существу это означает, что, если мы измерим индивидуальную результативность в достаточно широком круге заданий, которые с очевидностью требуют умственного напряжения для их правильного решения, а затем подсчитаем корреляции между баллами, полученными по этим заданиям, и подвергнем матрицу корреляций факторному анализу, выявленные таким путем факторы будут представлять основные виды способностей.

Задание для самопроверки 7.1

Немного подумайте и набросайте список максимально большого числа способностей. Отнеситесь к заданию творчески.

Какие способности мы должны анализировать?

При изучении личности Кэттелл использовал понятие «личностная сфера», пытаясь обеспечить этим включение всех возможных дескрипторов поведения, которые так или иначе ставят своей целью описание основных личностных черт, в факторный анализ. Подобный подход нельзя реализовать при изучении способностей главным образом потому, что, по общему признанию, словарь может и не включать достаточно точные дескрипторы той или иной способности. Например, я могу полагать, что не существует широко используемого слова для характеристики способности решать анаграммы, чисто петь или демонстрировать феноменальную память. (Фразы в данном случае не могут помочь, поскольку их нельзя находить с помощью словаря.)

Последнее может создавать проблемы. В личностной сфере психологам, стремящимся провести картирование целостного пространства личности, предлагалась, по крайней мере, некоторая исходная позиция. Без подобных ориентиров трудно гарантировать, что все возможные виды способностей будут учтены при попытках разработать тесты, охватывающие весь диапазон умственных способностей. Сказанное может означать, что некоторые факторы умственных способностей просто не будут обнаружены. Например, если группе испытуемых не предъявляют среди прочих ни одного теста математических способностей, очевидно, что, когда индивидуальные ответы будут подвергнуты корреляционному и факторному анализу, выявить какой бы то ни было вариант фактора математических способностей будет невозможно.

Карта измерения способностей, разработанная Кэттеллом

По этой причине Кэттелл (Cattell, 1971) попытался разработать систематику способностей, используя карту, демонстрирующую, какие типы способностей могут существовать с точки зрения логики. Упрощенная версия этой карты измерения способностей дана в табл. 7.1. В соответствии с ней способности состоят из трех главных компонентов.

Таблица 7.1

Краткая версия карты измерения способностей, предложенная Кэттеллом

Действие включает:

• прием информации;

• переработку и хранение;

• исполнение.

Содержание включает различные области:

• вербальную;

• социальную;

• механическую;

• знания;

• сенсорные модальности.

Процесс включает:

• комплексность связей;

• комплексность обработки;

• объем информации, который требуется запомнить;

• объем требуемого знания;

• объем информации, который требуется извлечь из памяти;

• гибкость/креативность в противоположность конвергенции;

• скорость;

• тонкую моторику.

Компонент действия определяет, какой аспект задания является «трудным» для индивида. Он может быть локализован на этапе приема информации. Это значит, что задание может требовать от исполнителя тонкого перцептивного различения. Например, испытуемых могут просить подобрать попарно различные или крайне похожие оттенки цветов или воспринимать речевые сигналы, поступающие в одно ухо, одновременно игнорируя сигналы, поступающие в другое ухо. Однако подавляющее большинство традиционных тестов способностей, чтобы сделать задания более трудными, опирается на процессы внутренней переработки и хранения информации, т.е. на мышление. Это второй возможный аспект компонента «действие». Для выполнения некоторых заданий в первую очередь требуется наличие специальных навыков (например, точное воспроизведение нот в мелодии, управление движущимся объектом на экране компьютера с помощью джойстика), следовательно, они подпадают под категорию исполнения. Два других компонента — «содержание» (тип материала, предъявляемого испытуемому, например, предложение решить в уме арифметическую задачу или анаграмму) и «процесс» (определяющий, какие именно психические процессы преимущественно вовлекаются в решение данной проблемы).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...