Говард Вайнер (Wainer, 1987) напоминает нам, что тестирование способностей имеет длительную и богатую историю, простирающуюся на четыре тысячелетия в прошлое, когда китайцы использовали некий вариант проверки способностей при отборе людей на государственную службу. Он также отмечает, что даже в Библии встречается упоминание о судебной экспертизе способностей (Книга Судей, 12: 4—6). Этому вряд ли стоит удивляться, так как лишь некоторые из областей психологии оказались столь же практически полезными, как возможность измерять человеческие способности. Точное определение того, кто из учеников сможет извлечь максимум возможного из усложненного курса обучения или кто из соискателей будет лучше всего работать, если его выберут (диагностика способностей предпочтительнее, чем отбор произвольный или сделанный на основе отнимающих много времени потенциально ненадежных процедур типа интервью), обеспечивает существенные финансовые и личные преимущества. Тесты способностей не менее пригодны при определении других видов возможностей и проблем, например, при выявлении выдающегося музыкального таланта или для облегчения диагностики дислексии и некоторых заболеваний мозга.

Вероятно, имеет смысл начать с попытки определить некоторые понятия. Термин «умственная способность» используется с целью охарактеризовать успешность какого-либо человека в решении некоторой задачи, имеющей значительный компонент, связанный с переработкой информации (т.е. задачи, которая требует обдумывания, содержательного суждения или умения), при условии, что испытуемый пытается решить эту задачу как можно лучше. Например, сочинение рассказа или сонета, сложение чисел 143 и 228, изготовление чертежа здания, чтение географической карты, придумывание шутки и диагностика дефекта в компьютере — это примеры реализации умственных способностей, если только оценка происходит в условиях, обеспечивающих высокую мотивацию испытуемых. Некоторые другие виды способностей (например, подрезание куста роз, участие в соревнованиях по бегу) не требуют для своего исполнения такого большого числа когнитивных умений, и поэтому их обычно не связывают с умственными способностями.

К числу таких тестов не относятся также тесты достижений, они (как обсуждается в главе II) предназначены для того, чтобы оценить, насколько хорошо индивидуумы усваивают знания или навыки, которым их специально обучают. Например, тест достижений в области географии может включать набор фактов и умений, которые ученики должны освоить, в частности подборку некоторых разделов программы. Тесты способностей, напротив, в большей степени оценивают мышление, чем запоминание, и используют тестовые задания, с которыми индивид ранее не сталкивался. Таким образом, умственные способности следует оценивать у высокомотивированного человека, которого просят приложить максимум усилий при выполнении ряда заданий, имеющих существенную когнитивную составляющую, причем подлинная природа заданий незнакома испытуемому, но для их выполнения он имеет необходимые когнитивные навыки.

Таким образом, умственные способности представляют собой черты, которые отражают, насколько хорошо люди могут обрабатывать информацию различных типов. Способности характеризуют когнитивные процессы и умения, и, поскольку одна из функций системы образования — развивать некоторые из них (оперирование числами, грамотность), трудно определить, что именно подразумевается под способностью, не принимая в расчет образование индивидуума и его интересы. Индивидуальные различия в скорости решения дифференциальных уравнений могут рассматриваться как существенная способность у студентов, изучающих физику или технические науки, но отнюдь не у многих других. Итак, по-видимому, невозможно определить, что такое способности, вне зависимости от культурного и образовательного

По этой причине принято рассматривать только те умственные способности, в отношении которых признается, что каждый может приобрести их как часть базового образования, или те, которые вообще не связаны с формальным обучением. Так, умение решать замысловатые кроссворды, уклоняться от уплаты налогов, придумывать новое применение предметам, собирать головоломки или решать простые арифметические задачи следовало бы рассматривать как проявление умственных способностей. Те же способности, которые отражают специализированные знания или обучение, или те, которые являются некогнитивными по своей сути, следовало бы исключить из перечня. Тогда умение оживить скучную вечеринку, разбираться в грибах, быстро бегать, играть на ситаре, выращивать высокоурожайный лук, перечислять главные города штатов США не следовало бы рассматривать как умственные способности применительно к популяции в целом.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...