Задание для самопроверки 6.1

В чем заключается главная проблема любого эксперимента, который стремится определить воздействие воспитания на поведение? В частности, используя обзоры, установите, будут ли определенные формы воспитания детей (например, безусловное принятие детей их родителями) вести к формированию определенных личностных черт {например, высокой самооценки) в детстве или в более поздний период жизни?

Из очень короткого обсуждения ясно, что определение социальных влияний на личность — чрезвычайно сложная исследовательская задача. Причины этого следующие:

• Часто очень трудно собрать точную количественную информацию о типах социального взаимодействия, переживаемого детьми.

• Некоторые теории (например, теория Келли) никогда в действительности не пытались объяснить, каким образом развивается личность. Утверждение, что это — социальный процесс, в большей степени является допущением, нежели проверяемым предположением.

• Обнаруженная связь некоторых форм родительского поведения с определенными личностными характеристиками потомков сама по себе не позволяет сделать вывод о том, что родительское поведение является причиной возникновения личностных характеристик детей. Возможно, некоторые генетически передаваемые личностные черты ребенка могут, в принципе, вести к возникновению определенных типов родительского поведения, но именно гены, а не варианты поведения родителей будут приводить к появлению у детей сходных черт. Какое из этих объяснений правильно, можно будет определить только с помощью экспериментов, обсуждаемых в главе 9.

• Социально-когнитивная теория Бандуры способна довольно точно предсказать, как люди поведут себя в определенных ситуациях, но отнюдь не то, как они будут вести себя в большинстве ситуаций. Следовательно, это в большей степени социально-психологическая теория, чем теория личности, поскольку она не учитывает никаких стабильных кросс-ситуативных индивидуальных различий.

• Количественная оценка социальных влияний — чрезвычайно сложный процесс. К числу тех влияний, которые могут оказывать наибольшее воздействие на личность, будут относиться (предположительно) те, которые имеют место на протяжении длительного периода, включая влияние родителей и других членов семьи, во всяком случае, у маленьких детей. К счастью, методы генетического анализа позволяют нам определить меру влияния «преобладающих особенностей семьи» на личность без необходимости оценивать эти влияния в деталях. Если согласиться с тем, что родители, как правило, воспитывают своих детей приблизительно одинаково (предположение, которое, как показывают исследования, в определенной степени верно), тогда «преобладающие особенности семьи» должны влиять на всех детей сходным образом, т.е. родительские методы воспитания детей должны действовать на всех детей приблизительно в одинаковой степени. Таким образом, сравнивая сходство личностей детей в одной семье и между семьями ( после коррекции прямых генетических влияний), можно выяснить, оказывает ли семейная среда большое влияние на развитие личности ребенка в детстве и впоследствии. Если это влияние невелико, можно 'сделать вывод, что дети растут вне зависимости от способов родительского воспитания, а не благодаря им.

Однако получить количественную оценку воздействия социальных переменных можно и погдругому: пытаясь оп

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...