Прежде чем мы закончим эту главу, необходимо рассмотреть критику, которая была направлена на все типы теорий черт. Ми-шел (Mischel, 1968) и другие социальные психологи утверждали, Что ситуации, а не черты определяют поведение, и хотя мы предпочитаем считать, что индивидуумы ведут себя последовательно (соответственно свои№ личностным чертам), такие представления не соответствуют данным. Однако можно привести два примера в пользу того, что этот взгляд несостоятелен. Во-первых, если бы личность детерминировалась полностью ситуациями, личностные черты просто не существовали бы и, значит, измерения этих черт (такие как оценки, полученные по личностным опросникам) не давали бы возможность предсказать любой аспект поведения. Между тем такие источники, как работа Херриотта (Herriott, 1989), обнаруживают, что личностные черты могут предсказать поведение. Во-вторых, исследования такого типа, как выполненные Раштоном (Rushton et ai, 1983) и Конли (Conley, 1984), подтверждают значительное постоянство поведения. Действительно, Конли показал, что после поправки на надежность теста постоянство личностных черт во времени определяется корреляцией порядка 0,98.

Задание для самопроверки 5-4

Используя данные табл. 5.1, нарисуйте график, показывающий, как меняется от одной ситуации к другой уровень тревожности каждого индивидуума. Что вы можете ожидать, глядя на этот график, если

(а) ситуация, а не личность определяет поведение;

(б) личность, а не ситуация определяет поведение;

(в) поведение определяется взаимодействием ситуации и личности?

(г) что из перечисленного на вашем графике лучше всего описывает происходящее?

В качестве альтернативы теории черт предлагались другие теории — такие, как теория научения и теория социального научения. Если наши действия определяются историей наших подкреплений и/или влиянием наших ролевых моделей, то, разумеется, невозможно говорить о том, что именно черты личности могут считаться причиной поведения. Один из способов ответить на этот вопрос состоит в том, чтобы рассмотреть влияние таких процессов на личностные черты. Если ролевое моделирование и техники подкрепления столь важны в определении того, как ведут себя ребенок и взрослый, то следует ожидать, что братья и сестры будут иметь похожие личности, благодаря тому что они воспитаны в соответствии с одними и теми же семейными традициями. Предвосхищая содержание главы 9, скажем, что влияние общей среды на личности детей относительно невелико и существуют огромные вариации между личностями внутри семей. По этой причине маловероятно, что такие теории научения будут ценны для объяснения поведения.

Третье направление критики теории черт идет от социальных психологов с их интересом к «процессам конструирования» (см., например, Humpson, 1997). Вместо того чтобы рассматривать личность как характеристику индивидуума, эти теоретики углубляются в изучение процессов, с помощью которых осуществляется личностная атрибуция, другими словами, они пытаются выяснить, каким образом различные виды поведения идентифицируются, классифицируются и приписываются либо личности (Джон — «энергичная личность»), либо ситуации (Джон «в стрессе»). Лично я не имею ничего против этой работы, за исключением того, что это скорее социальная психология, чем что-либо, имеющее дело с индивидуальными различиями! Ведь если мы рассматриваем черты как реальные, внутренние характеристи

Страницы: 1 2

Смотрите также

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...