Таблица 2

Фрагменты факторных матриц, иллюстрирующие соотношение показателей когнитивных стилей (вторая и третья серии)

Вторая серия

Третья серия

I фактор (25,9%)

IV фактор (13,0%)

I фактор (20,8 %)

И/Р:

латентное

время ответа -.643

количество 60у ошибок

И/Р:

количество

ошибок .515

ПЗ/ПНЗ:

скорость

нахождения

простой

фигуры

в сложной .560

УДЭ/ШДЭ:

количество

групп .875

единичных

групп .769

МЧО -.767

Р/Г:

Т/Г, .850

величина интерференции .478

И/Р:

латентное

время ответа -.760

количество

ошибок .730

Р/Г:

Т/Т, .612

Факторизация данных по четвертой серии привела к выделению IV фактора (15,1 %), в который с высокими весами вошли показатели полезависимости и низкой координации словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций (.821 и .755 соответственно). Заметим, что этот результат идентичен результату, полученному при факторизации данных третьей серии (см. табл. 2),

Наконец, результаты факторного анализа данных пятой серии также подтверждают факт наличия связей между определенными стилевыми параметрами (табл. 3).

Судя по таблице 3, в выборке профессиональных конструкторов имеют место связи полюса ригидного познавательного контроля с полезависимостью (II фактор), а также полюса узкого диапазона эквивалентности с высокой координацией словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций (III фактор) и полезависимостью (IV фактор).

Таблица 3

Фрагменты факторной матрицы, иллюстрирующие соотношение показателей когнитивных стилей в выборке профессиональных конструкторов

Пятая серия

II фактор (21,6 %)

III фактор (15,8%)

IV фактор (11,2%)

Р/Г:

интерференция -.800

УДЭ/ШДЭ:

количество

групп -.760

МЧО .884

УДЭ/ШДЭ:

количество

групп .552

количество единичных групп .816

ПЗ/ПНЗ:

скорость

нахождения

простой

фигуры

в сложной -.466

Р-Г:

Т/Г, .740

ПЗ-ПНЗ:

скорость

нахождения

простой

фигуры

в сложной .525

Итак, результаты корреляционного и факторного анализа свидетельствуют о наличии достаточно однонаправленных парциальных связей между разными когнитивными стилями, за которыми просматривается некоторый общий синдром стилевых свойств. В частности, узкий диапазон эквивалентности («аналитичность») соотносится с импульсивностью, полезависимостью, низкой координацией словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций; ригидный познавательный контроль — с полезависимостью. Тем не менее, эти связи не воспроизводятся с должной мерой устойчивости в разных сериях наших исследований. Кроме того, зафиксирован факт альтернативной связи показателей когнитивных стилей (на выборке конструкторов-профессионалов).

Противоречивый характер связей между отдельными когнитивными стилями позволяет высказать предположение о психологической неоднозначности традиционных стилевых показателей.

Рассмотрим каждый когнитивный стиль в отдельности в целях уточнения его психологического статуса.

Полезависимость/поленезависимость (ПЗ/ПНЗ). Факторизация данных по второй и третьей сериям привела к выделению идентичного фактора (табл. 4).

Таблица 4

Фрагменты факторных матриц по когнитивному стилю

полезависимость/поленезависимость

Вторая серия

Третья серия

II фактор (19,1%)

II фактор (19,7%)

ПЗ/ПНЗ:

скорость нахождения

простой фигуры

в сложной .673

ПЗ/ПНЗ:

скорость нахождения

простой фигуры

в сложной .573

Тест Равена:

время исполнения .830

Тест Равена:

время исполнения .846

Тест Равена:

правильные

ответы/время -.926

Тест Равена:

правильные

ответы/время -.949

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...