Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей
Таблица 2
Фрагменты факторных матриц, иллюстрирующие соотношение показателей когнитивных стилей (вторая и третья серии)
Вторая серия |
Третья серия | |
I фактор (25,9%) |
IV фактор (13,0%) |
I фактор (20,8 %) |
И/Р: латентное время ответа -.643 количество 60у ошибок |
И/Р: количество ошибок .515 |
ПЗ/ПНЗ: скорость нахождения простой фигуры в сложной .560 |
УДЭ/ШДЭ: количество групп .875 единичных групп .769 МЧО -.767 |
Р/Г: Т/Г, .850 величина интерференции .478 |
И/Р: латентное время ответа -.760 количество ошибок .730 |
Р/Г: Т/Т, .612 |
Факторизация данных по четвертой серии привела к выделению IV фактора (15,1 %), в который с высокими весами вошли показатели полезависимости и низкой координации словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций (.821 и .755 соответственно). Заметим, что этот результат идентичен результату, полученному при факторизации данных третьей серии (см. табл. 2),
Наконец, результаты факторного анализа данных пятой серии также подтверждают факт наличия связей между определенными стилевыми параметрами (табл. 3).
Судя по таблице 3, в выборке профессиональных конструкторов имеют место связи полюса ригидного познавательного контроля с полезависимостью (II фактор), а также полюса узкого диапазона эквивалентности с высокой координацией словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций (III фактор) и полезависимостью (IV фактор).
Таблица 3
Фрагменты факторной матрицы, иллюстрирующие соотношение показателей когнитивных стилей в выборке профессиональных конструкторов
Пятая серия | |||
II фактор (21,6 %) |
III фактор (15,8%) |
IV фактор (11,2%) | |
Р/Г: интерференция -.800 |
УДЭ/ШДЭ: количество групп -.760 МЧО .884 |
УДЭ/ШДЭ: количество групп .552 количество единичных групп .816 | |
ПЗ/ПНЗ: скорость нахождения простой фигуры в сложной -.466 | |||
Р-Г: Т/Г, .740 |
ПЗ-ПНЗ: скорость нахождения простой фигуры в сложной .525 |
Итак, результаты корреляционного и факторного анализа свидетельствуют о наличии достаточно однонаправленных парциальных связей между разными когнитивными стилями, за которыми просматривается некоторый общий синдром стилевых свойств. В частности, узкий диапазон эквивалентности («аналитичность») соотносится с импульсивностью, полезависимостью, низкой координацией словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций; ригидный познавательный контроль — с полезависимостью. Тем не менее, эти связи не воспроизводятся с должной мерой устойчивости в разных сериях наших исследований. Кроме того, зафиксирован факт альтернативной связи показателей когнитивных стилей (на выборке конструкторов-профессионалов).
Противоречивый характер связей между отдельными когнитивными стилями позволяет высказать предположение о психологической неоднозначности традиционных стилевых показателей.
Рассмотрим каждый когнитивный стиль в отдельности в целях уточнения его психологического статуса.
Полезависимость/поленезависимость (ПЗ/ПНЗ). Факторизация данных по второй и третьей сериям привела к выделению идентичного фактора (табл. 4).
Таблица 4
Фрагменты факторных матриц по когнитивному стилю
полезависимость/поленезависимость
Вторая серия |
Третья серия |
II фактор (19,1%) |
II фактор (19,7%) |
ПЗ/ПНЗ: скорость нахождения простой фигуры в сложной .673 |
ПЗ/ПНЗ: скорость нахождения простой фигуры в сложной .573 |
Тест Равена: время исполнения .830 |
Тест Равена: время исполнения .846 |
Тест Равена: правильные ответы/время -.926 |
Тест Равена: правильные ответы/время -.949 |
Смотрите также
Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в
частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что
явления действительности, в том числ ...
Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух
типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде
чем выполнять задания, внимательно изучите ...
Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу
по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных
современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...