Мы должны кратко упомянуть некоторые другие теории, поскольку область психологии насыщена альтернативными описаниями личности, ни одно из которых не оказалось столь влиятельным, как те, о которых мы говорили выше. Наиболее просто описать модель, предложенную Греем. Взгляните снова на рис. 5.1 и представьте себе, что горизонтальная и вертикальная оси повернулись на 45° по часовой стрелке. Линия, проходящая через сектора «холерик» и «флегматик», определяет теперь личностный параметр, который Грей назвал «тревожность»; другая ось, проходящая через сектора «сангвиник» и «меланхолик», называется «импульсивность». Грей (Gray, 1972) утверждает, что разработанная им модель более точно соответствует результатам, получаемым в исследованиях, проводимых на животных, в которых индивидуальные различия в чувствительности к наказанию связаны с его конструктом тревоги, а индивидуальные различия в чувствительности к вознаграждению связаны с импульсивностью.

Закерман (см., например: Zuckerman, 1979, 1991, 1994) сосредоточил свое внимание на таком параметре личности, как «поиск ощущений». Люди с высоким уровнем потребности в ощущениях стремятся к волнениям и возбуждению, чтобы избежать скуки. Этот параметр был включен Закерманом в разработанную им «альтернативную пятерку», пятифакторную модель личности (Zuckerman etal., 1993). Работы Гилфорда по созданию личностных шкал с помощью факторного анализа уходят своими корнями в прошлое, в 1930-е гг.; личностная шкала Гилфорда—3имермана (Guilford et al., 1976) измеряет 11 главных факторов (плюс еще несколько менее интересных), но факторы второго порядка, полученные на основании этих шкал, соответствуют трем основным факторам, выявленным Айзенком. Джексон с соавторами (Jackson et al, 1995) постулировал шести факторную модель, Бенет и Уоллер (Benet, Waller, 1995) предложили семифакторную модель . Имеются и другие.

К счастью, большинство расхождений между моделями можно объяснить и сделать некоторые более глубокие выводы. Личностные факторы, появляющиеся в результате исследования, очевидно, решающим образом зависят от количества и природы вопросов, которые задаются, и во многих случаях это определяется теоретической платформой психолога, проводящего факторный анализ. Другой подход, а именно лексическая модель, в том виде, как она использована Кэттеллом, может быть не способна охватить все аспекты поведения — такое предположение было сделано в упражнении в начале главы.

Как упоминалось в первом разделе этой главы, открытие черты не означает, что она обязательно является основной детерми-нантой поведения. Чтобы определить черты, которые, возможно, являются каузальными, необходимо установить, какие из них могут рассматриваться как следствия более фундаментальных биологических, социальных, когнитивных или возрастных переменных. Ясно, однако, что почти каждая шкала либо прямо измеряет экстраверсию и нейротицизм (или что-нибудь очень похожее на них), как в моделях Закермана и в «Большой Пятерке», либо эти факторы появляются, когда шкалы опросников подвергают корреляционному и затем факторному анализу (факторный анализ «второго порядка»), как в моделях Кэттелла и Гилфорда. Корреляции между факторами или факторный анализ «второго порядка» также иногда дают факторы, которые очень похожи на фактор психотициз-ма, выделенный Айзенком (Eysenck, 1992). Таким образом, экстраверсия, нейротицизм и психотицизм, по-видимому, возникают регулярно, независимо от того, какой конкретный специфический набор заданий анализировался, следовательно, кажется закономерным рассматривать их как наиболее существенные параметры личности. Однако, прежде чем можно будет использовать их как средство объяснения поведения (а не как удобное описание его), необходимо более детально исследовать лежащие в их основе процессы, что и составит содержание главы 6.

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...