Два дополнительных фактора были добавлены к этой трехфакторной модели позже, чтобы сделать возможным измерение двух факторов, выделенных Голдбергом, — «готовность к согласию» и «сознательность», хотя по отношению к пятифакторной модели Голдберга в этом процессе было совершено некоторое насилие. Никто не возражал против таких основополагающих факторов, как экстраверсия и нейротицизм, но третий фактор, выделенный Голдбергом (ранее идентифицированный как «интеллект»), был изменен так, что в большей степени стал напоминать «открытость». Эти пять факторов, названные: «открытость», «сознательность», «экстраверсия», «готовность к согласию» и «нейротицизм» (акроним OCEAN), составляют в настоящее время наиболее популярную пятифакторную модель личности, факторы которой обычно измеряются с использованием Нео-личностного опросника (NEO-PI(R)) (Costa, МcCrae, 1992a). Я описал эволюцию пятифакторной модели личности детально, поскольку существует ряд касающихся этой теории больших проблем, которые иногда замалчиваются.

Первое. Можно увидеть, что все действительно зависит от работы Тьюпеса и Кристела, поскольку именно она побудила Нормана классифицировать черты тем способом, каким он это сделал, и, таким образом (через работу Голдберга), привела к пятифакторной модели, принятой Коста и МакКреем. Насколько компетентной была работа Тьюпеса и Кристела? Она, несомненно, имеет огромное количество технических проблем, не меньших, чем качество проведенного ранжирования. Кэттелл (Cattell, 1957) старательно составил список, куда были включены девять принципов, необходимых для адекватной оценки личности: соответствующий набор заданий, которые должны быть оценены; репрезентативную выборку индивидуумов для ранжирования; тщательное обучение персонала, выставляющего ранги; гарантию, что процедура ранжирования будет осуществляться на протяжении достаточно длительного периода, а также некоторые технические моменты, касаться которых здесь нет необходимости. Только несколько из этих замечательных принципов были воплощены в исследованиях Тьюпеса и Кристела. Второе. Большинство исследователей считают, что для удовлетворительной идентификации фактора достаточно простого изучения его факторных нагрузок — очень опасный принцип, как указывает Закерман (Zuckerman, 1992) наряду с другими авторами. Чтобы убедиться в том, что речь идет о подлинных личностных чертах (а не об артефактах измерения, таких, как «гало-эффект», социальная желательность, или даже не о факторах, измеряющих настроение или способности), целесообразно, во-первых, измерить черты с помощью других средств (например, таких, как оценка поведения и самоотчет) и, во-вторых, провести эксперименты с целью валидизировать факторы. Например, чтобы проверить, действительно ли «открытость опыту» измеряет что-то, касающееся способа адаптации человека к новизне, было бы интересно оценить поведение людей, когда они сталкиваются с совершенно новой ситуацией, и определить, действительно ли его особенности имеют какое-либо сходство с оценками по данной черте. Если ответ окажется отрицательным, интерпретация психологического смысла этой черты должна вызывать подозрение. Наконец, общепризнано, что необходимо определить психологические процессы, которые являются причиной проявления данного фактора. Почему одни люди имеют более высокие оценки по шкале открытости, чем другие? Имеет ли это какое-то отношение к тому, каким образом их обучают? Связано ли это с особенностями их взаимодействия со своими родителями? Имеет ли эта черта генетический компонент? Черта только тогда может быть должным образом понята, когда ее происхождение и механизмы действия хорошо осознаны. С моей точки зрения, совсем не так обстоит дело со всеми факторами «Большой Пятерки».

Существуют и другие проблемы, о которых сообщается в литературе. Можно ожидать, что опросник NEO-PI(R) выдаст пять факторов, когда полученные с его помощью данные будут подвергнуты конфирматорному факторному анализу (описанному в главе 15), хотя некоторые факты дают основание полагать, что это не так (Parker et я/., 1993). Характ

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...