Кажется, что работы Кэттелла теоретически хорошо обоснованы: были тщательно выбраны переменные, которыми описывалась личность, шкалы были подвергнуты факторному анализу и было разработано много опросников. Так почему же нужно рассматривать какую-либо альтернативу? Проблема в том, что никто, кроме Кэттелла и его коллег, не может обнаружить что-либо, приближающееся к 16 факторам при использовании опросника 16PF. Если опросники действительно измеряют 16 отдельных личностных черт, можно предъявить их большой выборке людей, подсчитать корреляции между переменными, провести факторный анализ, как описано в главе 15, и обнаружить, что факторные нагрузки по 16 факторам именно таковы, как утверждал Кэттелл. В литературе же со всей определенностью показано: по какой-то причине 16PF просто не измеряет 16 факторов. Как заметил Мэттьюз (Matthews, 1989), «может быть, стоит отказаться от всех вместе взятых первичных шкал Кэттелла». Вспомним, что факторный анализ, в сущности, определяет, к каким шкалам относятся анализируемые утверждения. Он указывает нам, ответы на какие конкретные утверждения должны суммироваться, когда вычисляются оценки по тесту. Тот факт, что структура шкал 16PF даже отдаленно не похожа на факторную структуру, полученную при факторизации ответов на отдельные вопросы, указывает на то, что каждый, кто использовал тест, проводил подсчет оценок способом, лишенным смысла, поскольку из результатов факторного анализа следует, что шкалы опросника 16PF сформированы из утверждений теста, которые реально измеряют характеристики, имеющие между собой мало общего. Несмотря на эти в высшей степени серьезные проблемы, тест все еще широко используется, особенно в прикладной психологии. Исследования, в которых не удалось обнаружить факторы Кэттелла, — это работы Барретта и Клайна (Barrett, Kline, 1982a), Биравана и Раманайи (Byravan, Ramanaiah, 1995); кроме них есть и другие, что может быть подтверждено при поиске в литературе. Ответные возражения Кэттелла содержатся в его работах (Cattell, 1986; Cattell, Krug, 1986). Попытки же Кэттелла измерить личность посредством «объективных тестов» были еще менее удачны. Объективная аналитическая батарея тестов (Objective Analytic Test Battery) (Cattefl, Schuerger, 1978) явилась попыткой измерить некоторые из главных личностных факторов с помощью объективных тестов. Однако Клайн и Купер (Kline, Cooper, 1984a) показали, что выделяемые факторы совершенно не соответствовали ожидаемым и тест, по-видимому, измеряет способности лучше, чем оценивает личность.

Кэттелл, что вряд ли удивительно, не соглашается с исследованиями, в которых не удается продемонстрировать ожидаемую структуру 16PF. Он утверждает, что тесты, которые использовались для определения подлинного числа факторов, не соответствовали задаче (хотя они включали его собственный тест «каменистой осыпи»). Он также выразил беспокойство по поводу адекватности вращения, приводящего к простой структуре, предпочитая свои собственные субъективные методы тем, которые используют и которым доверяют фактически все специалисты в области психометрики. Для Кэттелла простейшим способом отклонить эту критику было бы представить четкую 16-факторную матрицу, полученную из его исследования опросника 16PF. Руководство 1970 г. по использованию 16PF не включало такую таблицу, и когда она была наконец опубликована, в ней не оказалось четких факторов, которых все ожидали.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...