В предыдущем разделе я предположил, что для выделения главных личностных факторов просто необходимо измерить большое число вариантов поведения, прокоррелировать их между собой и подвергнуть результаты факторному анализу. Проблема заключается, конечно, в том, что количественная оценка человеческого поведения — в высшей степени сложная задача. Те, кто имеет опыт в сравнительной психологии, знают, что даже отслеживание поведения грызунов может быть очень трудным и отнимать много времени. Осуществить такое же наблюдение за людьми было бы грандиозным делом, при этом, вероятно, понадобилось бы контролировать сотни, если не тысячи аспектов поведения, чтобы охватить все богатство человеческой личности. Измерение сотен вариантов поведения тысяч людей в сотнях различных ситуаций — это такая колоссальная задача, что решить ее практически невозможно. Существует также и другая проблема; она состоит в том, что измерения поведения часто взаимозависимы. Например, нелегко для человека есть, пить и говорить одновременно, поскольку если человек ест, то он не может пить или разговаривать. Мы отметим в главе 15, что такого рода зависимости способны сыграть разрушительную роль в факторном анализе, так как могут привести к возникновению полностью ложных факторов.

Кэттелл (Catteli, 1946) считает, что вместо измерения поведения мы должны сосредоточиться на прилагательных. Он специально подчеркивает, что каждый интересный аспект личности, вероятно, должен был отмечаться в ходе эволюции и термин, описывающий его, появлялся бы в языке. Таким образом, словарь должен содержать понятия, которые описывают в конечном счете каждую мыслимую личностную характеристику (обычно в форме прилагательных, таких, как «счастливый», «злой», «тревожный», «напряженный», «флегматичный» и т.д.). Предположим, что список подобных прилагательных был извлечен из словаря. Вполне вероятен случай, когда значения некоторых слов будут совпадать, например, слова «беспокоящийся» и «тревожащийся». Когда это случается, одно или другое прилагательное может быть исключено. Это позволит образовать перечень слов, которые описывают различные аспекты личности. Представьте себе теперь, что эти слова были введены в опросник (так, чтобы люди могли проранжировать себя по каждому из них) или что обученные эксперты оценивали поведение людей на основе этих прилагательных. Тогда было бы возможно собрать данные, подсчитать корреляции между всеми ответами по различным прилагательным, чтобы установить, имеют ли «счастливые» люди также склонность быть «флегматичными» и т.д. Факторный анализ может быть использован для того, чтобы определить, какие из этих оценок имеют тенденцию группироваться вместе. Факторы, которые появятся, должны представлять главные личностные «первопричины черт». Предположение, что анализ корреляций между соответствующим образом подобранными прилагательными обнаружит все основные личностные черты, иногда называют «лексической гипотезой».

Кэттелл основательно проработал материалы исследования Оллпорта и Одберта (Allport, Odbert, 1936), когда пытался выделить основные личностные факторы. Эти авторы при помощи словаря составили список прилагательных, которые могли быть использованы для описания людей. Кэттелл устранил синонимы из этого списка, чтобы избежать проблемы взаимозависимых переменных. Когда это было сделано, исходный список из 4500 прилагательных сократился до 180, а затем до 42-46 (Catteli, 1957). Эти понятия использовались, чтобы оценивать поведение групп людей, после чего вычислялись корреляции между 45 дескрипторами черт и подвергались факторному анализу, давая от 12 до 15 факторов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...