Рис. 5. Структура стилевой системы, по Д. Уорделлу и Дж. Ройсу (Wardell, Royce, 1978)

В свою очередь, эти когнитивно-аффективные стили были проинтерпретированы в терминах трех аспектов внимания: полезависимость/поленезависимость характеризует селективность внимания; пространственное сканирование — интенсивность внимания; беглость идей — широту внимания (Wardell, Royce, 1978).

Ч. Носал построил классификацию когнитивных стилей с учетом особенностей процессов переработки информации, выделив два их аспекта — уровни переработки и способы организации информации.

Уровни переработки информации включают: перцепцию (уровень создания репрезентаций окружающей действительности в форме кратковременных перцептивных образов); концепцию (уровень создания понятийных репрезентаций); модели (уровень структур индивидуального опыта); программы (уровень регуляции целенаправленного поведения с точки зрения выстраивания последовательности событий).

Способы организации информации («метаизмерения») характеризуют: структуру поля (меру артикулированности познавательных образов), сканирование (особенности распределения внимания), шкалы эквивалентности (ориентацию на различие либо сходство элементов опыта) и характер контроля (способность к торможению и регуляции собственной активности) (рис. 6).

Способы организации информации

Рис. 6. Двухмерная матрица когнитивных стилей, по Ч. Носалу (Nosal, 1990)

Рис. 6. Двухмерная матрица когнитивных стилей, по Ч. Носалу (Nosal, 1990)

1 — полезависимость/поленезависимость; 2 — перцептивная артикуляция;

3 — широта категории; 4 — узкий/широкий диапазон эквивалентности;

5 — когнитивная простота/сложность; конкретность/абстрактность;

6 — толерантность к нереалистическому опыту; 7 — заострение/сглаживание;

8 — фокусирующий/сканирующий контроль; 9 — импульсивность/

рефлективность; 10 — ригидный/гибкий контроль; 11 — внешний/внутренний

локус контроля; 12 — медленное/быстрое течение времени

Теоретическое значение данной классификации, по мнению Ч. Носала, заключается в возможности соотнесения феномено- ) логии когнитивных стилей, во-первых, с теориями переработки информации и, во-вторых, с теориями способностей (теориями психометрического интеллекта). Прагматический ее смысл заключается в констатации «пробелов» в виде пропущенных узлов матрицы, что позволяет предположить существование еще не описанных в научной литературе когнитивных стилей.

Безусловно, многомерные классификации когнитивных стилей являются существенным продвижением в понимании природы связей между отдельными стилевыми параметрами. В них, во-первых, констатируется нелинейный характер соотношения стилей с учетом разноуровневой, иерархической формы их организации и, во-вторых, предпринимается попытка опирать механизмы стилевого поведения.

Однако обоснованность многомерных классификаций когнитивных стилей остается под вопросом по причине, указанной выше: на уровне эмпирических исследований ни доказать, ни опровергнуть эти классификации не представляется возможным в силу противоречивого характера выявляемых корреляционных связей.

В чем существо сложившейся коллизии? По-видимому, корреляционная аргументация в принципе недостаточна для уяснения возможных связей между стилевыми свойствами. Согласованное, непротиворечивое представление о природе когнитивных стилей нельзя получить на основе констатации факта отсутствия либо, напротив, наличия корреляционной связи между отдельными стилевыми параметрами (фактически между показателями определенных методик). Противоречия эмпирического уровня — это плата за игнорирование теоретического аспекта исследований когнитивных стилей, связанного с анализом порождающих их механизмов. На мой взгляд, эффекты «мерцания» и «альтернативности» получаемых корреляционных зависимостей могут объясняться психологической неоднозначностью традиционных стилевых показателей (и, соответственно, различием обусловливающих их когнитивных механизмов).

Ниже приводятся результаты серии исследований, в которых была предпринята попытка уточнить психологический статус некоторых когнитивных стилей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...