Проверка теории механизмов защиты

Мы обсуждали в главе 3, что механизмы защиты — «стражи Эго», как однажды назвал их Фрейд, представляют собой сердцевину фрейдовской теории, поскольку они отвечают за охрану содержания Ид от осознания, и это является фундаментальным положением для большинства других аспектов теории Фрейда (для теории сновидений, теории развития, неврозов и т.д.). Например, если бы не было таких явлений, как репрессия и идентификация, трудно было бы понять, как мог сохраниться Эдипов комплекс. В этом разделе мы проанализируем объективные экспериментальные доказательства, с помощью которых делаются попытки проверить, действительно ли существуют механизмы защиты.

Было разработано несколько психометрических тестов для измерения механизмов защиты, включая шкалу «репрессии—сенситизации» Берна и его соавторов («Repression—Sensitisation Scale» (Byrne etal, 1963)) и опросник механизмов защиты (IHIivich, Glaser, 1986). К сожалению, оба имеют серьезные психометрические дефекты, и поэтому трудно понять, каким образом они могут измерять то, что они должны измерить. Во всяком случае очень трудно представить, какими должны быть возможные задания опросника (ответы на которые, по определению, требуют самопознания), чтобы измерить неосознаваемые психические процессы, например, механизмы защиты. Необходимо найти более тонкие способы для выяснения того, фильтруется ли информация в зависимости от ее эмоционального содержания.

Вслед за плодотворной работой Брунера и Постмана (Bruner, Postman, 1947) было проведено несколько сотен исследований, в которых изучалось, влияет ли эмоциональное содержание слов на их запоминание, на легкость, с которой они могут быть восприняты, и т.д. Типичный эксперимент может включать определение «порогов опознания» для различных слов, которые в своей основе представляют минимальную длительность экспозиции слова, необходимую для его правильного опознания. Слова печатаются на карточках и предъявляются на очень короткое время с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Человек, которого тестируют, должен ответить (или высказать предположение), какое слово было предъявлено. Если слово было названо неверно, его покажут еще раз на более длительное время, и это будет повторяться до тех пор, пока слово не будет правильно опознано.

В целом было установлено, что для правильного опознания слов, вызывающих негативные ассоциации (например «проститутка», «насилие», «смерть»), действительно требовались более длительные, по сравнению с другими словами, предъявления. Это дает основание предполагать, что некоторый тип психологического механизма контролирует эмоциональное содержание слов в процессе их восприятия и может каким-то образом влиять на опознание слов, пытаясь затормозить осознанное восприятие тех из них, которые несут в себе угрозу. Эти исследования были чрезвычайно противоречивы и подняли волну протеста и альтернативных объяснений широкого диапазона — от философских возражений против идеи гомункулуса — «маленького человечка в голове», который контролирует все, что входит в сознание, до тщательной методологической критики ранних экспериментов.

Упражнение

(а) Представьте себе, что вы участвуете в одном из ранних экспериментов по перцептивной защите. Ваш руководитель просит вас прочитать слова, которые на короткое время появляются на экране, и, если вы не успели этого сделать, вы можете попытаться угадать это слово. Что бы вы стали делать, если бы подумали, что увидели слово «пенис»?

(б) Какие особенности слов (кроме их эмоционального содержания) могут облегчить или затруднить их опознание? Попытайтесь угадать, какие две характеристики могут сделать слово «аспарагус» более трудным для опознания по сравнению со словом «человек»?

Старые эксперименты по перцептивной защите были несовершенны, потому что в них не удавалось контролировать длину слова и частоту его встречаемости. Обе эти характеристики могут влиять на легкость опознания слова. Короткие, обычные слова опознаются гораздо быстрее, чем длинные, необычные. Кажется вероятным и то, что участникам эксперимента была необходима полная уверенность в том, что они правильно опознали слово, поскольку они боялись показаться глупыми или порочными, назвав грубое слово. Испытуемый должен был быть абсолютно уверен, что слово «пенис» действительно было предъявлено, прежде чем назвать его, в то время как догадки по поводу нейтральных слов высказывались совершенно свободно. Если какие-нибудь из этих предположений верны, это означает наличие «слов-табу», которые имеют более высокий порог опознания, чем нейтральное слово. Это объяснение эффекта перцептивной зашиты иногда называют «подавлением ответа». Существуют и другие проблемы с организацией экспериментов по перцептивной защите; некоторые из них обсуждались Брауном (Brown, 1961) и Диксоном (Dixon, 1981).

Результаты этих экспериментов, как правило, анализировались не самым интересным образом. Поскольку парадигма была разработана психологами, занимающимися экспериментальной психологией, акцент делался скорее на доказательстве того, что эффект перцептивной защиты существует, чем на исследовании его коррелятов. Поэтому, хотя многие исследования стремились доказать (или опровергнуть!), что эмоциональное значение стимулов в том или ином виде связано с их различимостью, лишь некоторые из них исследовали индивидуальные различия. Было бы достаточно просто подсчитать баллы, указывающие, насколько явно выражен эффект перцептивной зашиты у каждого индивидуума, например, путем вычитания значения среднего индивидуального порога опознания для нейтральных слов из значения этого порога для угрожающих слов. Затем можно было бы установить, насколько тревожны индивидуумы, имеющие наибольшие различия, оцениваются ли они своими терапевтами как «репрессоры», или же исследовать корреляты перцептивной защиты другими способами. Однако такие исследования встречаются крайне редко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...