Эти идеи звучат сейчас так же абсурдно, как и тогда, когда они впервые были высказаны. Однако как поразительно часто тема Эдипа возникает в литературе (например, Гамлет, братья Карамазовы, царь Эдип и т.п.)!

Считается, что степень удовлетворения и степень фрустрации, с которыми ребенок сталкивается на каждой из этих психосексуальных стадий, имеют большое значение для формирования типа его личности в зрелом возрасте и сказываются на природе и тяжести любого из невротических симптомов, которые могут развиться. Если ребенок получает слишком много удовольствия от одной из этих зон либо, наоборот, ему не разрешают добиться этого (как в случае «запретного плода»), во взрослой жизни он (или она) будет проявлять связанные с этим характерные особенности. Действительно, несколько фраз, касающихся активности, которые Фрейд рассматривал как интимно связанные с прегенитальной Фиксацией, имеют четкие связи с различными эрогенными зонами. Выражения типа «жадно читать», обладать «хватким умом», быть «сосунком» вряд ли обеспечивают убедительные доказательства для этой теории, но они, по крайней мере, наводят на некоторые размышления. Клайн (Kline, 1981) составил перечень характеристик взрослых, которые Фрейд и его последователи связывали (иногда довольно произвольно) со сверхснисходительностью или фрустрацией индивидуума на разных стадиях его психосексуального развития. Из этого перечня следует, что индивидуумы, фиксированные на стадии орального соединения (инкорпорация), должны быть оптимистичны, зависимы и любопытны и будут любить мягкую и молочную пищу. Оральные садисты должны быть людьми ожесточенными, враждебными, любящими спорить и ревнивыми. Фиксированные на анальной стадии должны стать упрямыми, исключительно опрятными и скупыми. Доказательства существования этих взрослых типов личности и их связи с практикой воспитания ребенка наряду с другими попытками проверить теорию Фрейда рассматриваются в главе 4.

От описанной выше модели психического требуется, чтобы она была способна объяснить большое количество важных явлений. Например, считается, что остроумие и юмор в некоторой степени напоминают сны в том смысле, что они позволяют неприемлемым импульсам «пересылаться» так, что они достигают Эго, не будучи подвергнуты цензуре. Люди, которые с наслаждением злобно высмеивают характеры других людей, — это преимущественно те, кто обнаруживает сильные, но подавленные агрессивные побуждения. Выдающиеся произведения искусства и литературы могут дать такие великолепные описания запретных тем, подобных конфликту Эдипа, что это оказывается приемлемым для Супер-эго. Символизм также может сыграть свою роль: одного взгляда на обложки книг, посвященных фантастике (предназначенных в основном для мальчиков пубертатного возраста), достаточно, чтобы понять, что на многих из них изображены исключительно сексуальные символы. Однако теория Фрейда, по-видимому, не способна провести границу между великим искусством (таким, как картины Леонардо) и мешаниной символов: она подробно останавливается на содержании, но мало говорит о форме.

Задание для самопроверки 3.4

(а) Назовите основные психосексуальные стадии детства.

(б) Почему, как упоминалось выше, дети, которые были сильно избалованы или, напротив, ограничены в получении удовольствий на анальной стадии развития, будут, став взрослыми, «упрямыми, чрезвычайно опрятными и скупыми»

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...