2.1. Подход, в соответствии с которым важно стремиться выявлять и изучать присущие каждой личности уникальный взгляд и интерпретацию мира, в котором она живет. Например, при исследовании динамики семьи психолог, придерживающийся феноменологического подхода, будет заинтересован в выявле-нии убежденности ребенка в том, что его мать была жестокой и злой. При этом психолога не особенно будет интересовать, действительно ли мать ребенка была злой.

2.2. Я предполагаю наличие трех главных причин. Первая: разные наблюдатели могут пытаться предугадывать различные последствия и, таким образом, обращать внимание на весьма различающиеся аспекты поведения людей. Вторая: многозначность языка делает возможной ситуацию, когда два наблюдателя могут использовать две различные фразы, на самом деле имея в виду абсолютно одну и ту же характеристику другого человека. Третья: все виды социальных ценностей могут придавать свой оттенок способам, посредством которых мы интерпретируем поведение.

2.3. Келли утверждал, что невозможно понять значение термина, пока не известен противоположный. Слово --хороший» не имеет смысла до тех пор, пока отсутствует другой термин (например, «плохой»), который показывает, что означает быть «нехорошим». Из этого следует, что, согласно психологии личных конструктов, значение конструкта невозможно вывести только из одного термина.

2.4. Пропозициональные конструкты полезны, потому что они не принуждают людей использовать какие-либо другие имеющиеся у них конструкты определенным стереотипным образом, что может не соответствовать конкретному индивидууму. Если используются предопределяющие или констеллятивные конструкты (например, в утверждении: «Аллан всего лишь студент»), это вынуждает другие системы конструктов приписывать Аллану определенные характеристики, вместо того чтобы дать возможность оценить его как личность по каждому из конструктов в процессе наблюдения за его поведением. Таким образом, система конструктов вряд ли способна очень точно предугадать индивидуальное поведение, что влечет за собой неприятные эмоциональные последствия, о которых мы поговорим в дальнейшем.

2.5. Индивидуум будет склонен расширить часть своей системы конструктов, если он осознает, что предсказания по поводу некоторых аспектов поведения людей оказываются недостаточно точными, а для него важно предугадать эти типы поведения. Я-концепция — это наше представление о собственной личности, способностях, опыте и т.д., соответствующее действительности, а не видоизмененное по требованию общества или наших собственных стремлений. Это согласованный мысленный образ типа личности, какоеой каждый из нас является в глубине себя. Я-концепция может быть лучше всего исследована в контексте поддержания взаимоотношений с другой личностью.

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...