2.1. Подход, в соответствии с которым важно стремиться выявлять и изучать присущие каждой личности уникальный взгляд и интерпретацию мира, в котором она живет. Например, при исследовании динамики семьи психолог, придерживающийся феноменологического подхода, будет заинтересован в выявле-нии убежденности ребенка в том, что его мать была жестокой и злой. При этом психолога не особенно будет интересовать, действительно ли мать ребенка была злой.

2.2. Я предполагаю наличие трех главных причин. Первая: разные наблюдатели могут пытаться предугадывать различные последствия и, таким образом, обращать внимание на весьма различающиеся аспекты поведения людей. Вторая: многозначность языка делает возможной ситуацию, когда два наблюдателя могут использовать две различные фразы, на самом деле имея в виду абсолютно одну и ту же характеристику другого человека. Третья: все виды социальных ценностей могут придавать свой оттенок способам, посредством которых мы интерпретируем поведение.

2.3. Келли утверждал, что невозможно понять значение термина, пока не известен противоположный. Слово --хороший» не имеет смысла до тех пор, пока отсутствует другой термин (например, «плохой»), который показывает, что означает быть «нехорошим». Из этого следует, что, согласно психологии личных конструктов, значение конструкта невозможно вывести только из одного термина.

2.4. Пропозициональные конструкты полезны, потому что они не принуждают людей использовать какие-либо другие имеющиеся у них конструкты определенным стереотипным образом, что может не соответствовать конкретному индивидууму. Если используются предопределяющие или констеллятивные конструкты (например, в утверждении: «Аллан всего лишь студент»), это вынуждает другие системы конструктов приписывать Аллану определенные характеристики, вместо того чтобы дать возможность оценить его как личность по каждому из конструктов в процессе наблюдения за его поведением. Таким образом, система конструктов вряд ли способна очень точно предугадать индивидуальное поведение, что влечет за собой неприятные эмоциональные последствия, о которых мы поговорим в дальнейшем.

2.5. Индивидуум будет склонен расширить часть своей системы конструктов, если он осознает, что предсказания по поводу некоторых аспектов поведения людей оказываются недостаточно точными, а для него важно предугадать эти типы поведения. Я-концепция — это наше представление о собственной личности, способностях, опыте и т.д., соответствующее действительности, а не видоизмененное по требованию общества или наших собственных стремлений. Это согласованный мысленный образ типа личности, какоеой каждый из нас является в глубине себя. Я-концепция может быть лучше всего исследована в контексте поддержания взаимоотношений с другой личностью.

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...