Познав свое собственное Я, человек становится гораздо менее зависимым от взглядов и мнений других. Значение теперь приобретает лишь то, что кажется правильным ему, а не то, что может получить одобрение со стороны других. Считается, что «безусловное позитивное отношение» имеет колоссальную важность, позволяя человеку изучать самого себя. Под этим подразумеваются такие отношения с другим, которые дают человеку ощущение, что он — именно тот, кого ценят и любят. Эта любовь будет сохраняться, какие бы шокирующие поступки он ни совершал (или признался в этом в ходе исследования своей Я-концепции). Это отношение не обусловлено тем, как человек ведет себя.

Уточняя образ Я, мы можем перечислить несколько других его типов: «Я такой, каким был по окончании школы» или «Я такой, каким я хотел бы быть». Иногда бывает полезно посмотреть, в чем же эти воспоминания и идеалы отличаются от текущего представления о себе. Эта тема обсуждается в главе 12.

Задание для самопроверки 2.6

Что такое «Я-концепция»? Как она может быть обнаружена?

Приведенные выше представления имеют приложение к терапии, и Роджерс (Rogers, 1959) перечислил несколько условий, которые необходимо соблюдать, если терапевт намерен помочь клиенту исследовать свою Я-концепцию. К числу этих требований относятся следующие:

• клиент и терапевт пребывают в психологическом контакте, образно говоря, они настроены на одну и ту же волну;

• поведение клиента не согласуется с его (или ее) образом Я (ситуация, известная как «состояние не конгруэнтности»), что приводит к возникновению чувства тревоги;

• терапевт конгруэнтен — это значит, что образ Я терапевта абсолютно точно отражает то, как он себя ведет;

• терапевт обнаруживает безусловное позитивное отношение к клиенту;

• терапевт.проявляет сочувственное понимание внутренней структуры отношений клиента — это значит, что он (или она) может ощущать чувства человека;

• клиент воспринимает безусловное позитивное отношение и сочувственное понимание терапевта — терапевт успешно передает клиенту свое безусловное позитивное отношение и эмпатию.

Таким образом, в роджерсовской терапии терапевт иногда будет обнаруживать свои собственные чувства по отношению к клиенту, причем даже в том случае, когда они могут оказаться весьма негативными. Однако необходимо особо позаботиться о том, чтобы клиент осознал, что это не более чем впечатление, произведенное клиентом на терапевта, которое не свидетельствует о том, что с клиентом происходит что-то не так.

Роджерс верил, что манера поведения людей соответствует их образу Я. Например, некто, считающий себя застенчивым и склонным к уединению, будет стараться, чтобы манера его поведения полностью совпадала с этой позицией. Это выглядит почти так, как если бы человек использовал Я-концепцию в качестве подобия дельфийского оракула, т.е. как советчика, который должен указать человеку в моменты сомнений, как себя вести. Другими словами, человек пытается гарантировать себе, что его поведение будет конгруэнтно его образу Я. В случаях возникновения неконгруэнтности (например, когда кто-то, считающий себя скромным, затевает шумную ссору) рождаются в высшей степени неприятные чувства напряжения и тревоги. В действительности эти чувства настолько тягостны, что человек может попытаться исказить реальность (например, уверяя себя, что он оказался невинной жертвой чьей-либо агрессии), устраняя таким способом любую неконгруэнтность между образом Я и собственным поведением. Проблема состоит в том, что такие искажения затрудняют человеку восприятие своего подлинного Я: для индивидуума гораздо лучше в ходе длительной работы признать и принять свое поведение, нежели использовать «зашиты» такого рода.

Роджерс предполагает, что каждый индивидуум «имеет одну базисную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и усиливать свой жизненный опыт» (Rogers, 1951). Самоактуализация — это понятие, которое характеризует, по сути, то, каким образом каждый из нас реализует свой человеческий потенциал. Мы учимся узнавать, принимать и любить свое подлинное Я, мы можем создавать глубокие взаимосвязи с другими, мы можем быть чувствительными к нуждам окружающих и смотреть на других как на индивидуальностей (избегая стереотипов) и мы можем научиться освобождаться от требований конформности. Это понятие (предложенное Абрахамом Маслоу) в высшей степени абстрактно, и совершенно не ясно, каким образом оно может быть оценено или изучено. Тем не менее идея о том, что по мере взросления мы становимся мудрее, чувствительнее, более тесно взаимодействуем со своим истинным Я и меньше беспокоимся по поводу внешних требований, действительно имеет определенную интуитивную привлекательность. Не совсем понятно, однако, что же на самом деле представляют собой «базисная тенденция и стремление»; не бесспорно, но они могут быть просто побочными продуктами приобретения по мере взросления большего опыта и знания других людей.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...