Лучше применять пропозициональные конструкты, т.е. действовать способом, при котором он (или она) оценивает индивидуума по каждому из имеющихся у него (или у нее) конструктов; одни преступники могут рассматриваться как умные, а другие — как глупые; некоторых можно считать грубыми, а других— мягкими. Иными словами, человек старается интерпретировать каждый элемент скорее с точки зрения индивидуальности, нежели используя набор заготовленных конструктов (как в случае констеллятивной интерпретации) или просто не пытаясь развивать свое понимание (как в случае предопределяющей интерпретации).

Задание для самопроверки 2.4

Почему существует мнение, что пропозициональные конструкты наиболее продуктивны?

Должно быть очевидным, что не все конструкты применимы ко всем элементам. Конструкт «хороший — плохой» может быть отнесен к наибольшему числу вещей. Однако конструкт «дружелюбный — недружелюбный» не может быть применен к сырам (за исключением, может быть, сыра, покрытого перцем, который обжигает ваш рот), а конструкт «наглядный — абстрактный» в действительности не может быть использован нигде, кроме изобразительного искусства. Таким образом, мы говорим, что каждый конструкт имеет «диапазон применимости», или набор элементов, к которым он применяется.

Эмоции

Имеется очень важная группа конструктов, которые применяются для описания образа Я — это конструкты, которые используются человеком для понимания самого себя и предсказания собственного будущего поведения. Они называются ядерными конструктами, и поскольку очень важно, чтобы мы были способны понимать и предсказывать наше собственное поведение, любое нарушение этих конструктов сопряжено с несколькими неприятными эмоциональными переживаниями. Мы испытываем чувство вины в тех случаях, когда нам кажется, что наше поведение не согласуется с нашими прежними представлениями о себе в том, что касается этих ядерных конструктов. Например, если человек, прежде использовавший конструкт «честный — нечестный» в качестве ядерного (определяя себя «честным»), вынужден истолковать некоторые формы своего поведения как «нечестные» (это может быть кража в магазине, чтобы удержаться в группе своих ровесников), то он, по утверждению Келли, будет переживать чувство вины.

Ощущение угрозы может возникнуть в случае, когда человек осознает, что его ядерные конструкты близки к тому, чтобы радикально измениться. Например, кто-то почувствует нависшую угрозу, услышав диагноз какой-либо страшной болезни (это может быть СПИД, болезнь Альцгеймера и т.п.), который неизбежно означает, что образ Я должен быть основательно реконструирован. Страх близок к этому, но вовлекает явления, о которых мы знаем меньше. В результате чтения статей я кое-что знаю о симптомах СПИДа и о болезни Альцгеймера, сравнительно меньше мне известно о последствиях укуса гадюки или попадания в автомобильную аварию. Я чувствую угрозу со стороны первых и страх перед вторыми. Дети ощущают угрозу, если они чувствуют, что их родители могут развестись, но боятся они привидений.

Враждебность возникает, когда человек продолжает пытаться использовать конструкт, который заведомо не работает. Наши враждебные действия имеют своей целью заставить окружающих дать доказательства того, что наше истолкование происходящего в конечном счете правильно. Ситуация, когда футбольные болельщики, чья команда оказалась в последних рядах лиги, будут продолжать считать ее «превосходной» (противопоставляя неуспешной) и будут враждебно реагировать всякий раз, когда кто-нибудь выскажет противоположное мнение, представляет собой случай с заранее предсказуемыми результатами.

Тревога появляется всякий раз, когда возникает осознание того, что имеющаяся система конструктов не способна иметь дело с реальными событиями. Последнее означает, что происходящие события оказываются за пределами диапазона применимости системы конструктов. Тогда за чувством тревоги могут последовать попытки расширить эту систему, чтобы понять непривычную ситуацию, Следует ожидать, что в этом случае, так же как и в ранее приведенном примере (речь шла о человеке, имевшем слишком мало конструктов для того, чтобы предсказывать поведение людей в группе), личности такого склада будут переживать тревогу в ситуациях группового поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...