Хочу я видеть в свите только тучных,

Прилизанных и крепко спящих ночью.

А Кассий тощ, в глазах холодный блеск.

Он много думает, такой опасен.

(У. Шекспир. Юлий Цезарь. Перевод М. Зенкевича, 1959)

Данная цитата наводит на мысль о существовании довольно интересных и потенциально эмпирически проверяемых процессуальных моделей «опасности».

Научное изучение индивидуумов с использованием психологических тестов

Многие психологи вследствие проблем, присущих обсуждавшимся выше подходам, выбирают более объективные, научные методы изучения личностных и других индивидуальных различий. Один из широко распространенных подходов включает использование статистических методов с целью обнаружения кросс-ситуативной стабильности поведения и определения того, какие его варианты имеют тенденцию проявляться совместно. Первичные данные, получаемые с помощью этих методов, — это либо рейтинги поведения определяемые обученными экспертами, которые отмечают четко очерченные особенности поведения и, следовательно, сильно отличающиеся от импрессионистских описаний, упомянутых выше, либо оценки, получаемые с помощью опросников, сконструированных с использованием тщательно разработанных статистических приемов. Много внимания уделяется обеспечению точности и воспроизводимости измерений.

Имплицитные теории личности

Коротко следует упомянуть и о так называемых имплицитных теориях личности, хотя (по причинам, которые станут ясными позднее) эти теории скорее должны рассматриваться в рамках социальной психологии, а не в психологии индивидуальных различий. Имплицитные теории личности отражают нашу склонность приписывать окружающим людям некоторые характеристики, основываясь на минимальных доказательствах. Если приятель сказал вам, что его новый сосед замкнут, вы, вероятнее всего, припишите этому человеку целый ряд других определений: например, непривлекательный, скупой, необщительный — три характеристики, которые отнюдь не обязательно имеют отношение к замкнутости.

Такие особенности, как ношение очков, привлекательный облик или потупленный взор, надежно ассоциируются с определенными характеристиками личности и интеллекта (Mischel, 1986), говоря о том, что все мы склонны рассматривать окружающих, руководствуясь широко распространенными стереотипами, и часто приписываем людям особенности, для которых у нас нет доказательств. Опасность в данном случае заключается в том, что такой подход ведет к «самоподтверждаемым прогнозам». Маловероятно, что, приписав однажды все перечисленные негативные определения своим замкнутым соседям, вы будете вести себя приветливо при встрече с ними. На такое поведение могут ответить соответствующим образом, и тем самым ваши ожидания получат «подтверждение».

Все это очень интересно, но совершенно не объясняет, что такое на самом деле личность (или настроение, или способности). Скорее это касается представлений о том, какой должна быть личность. Это касается также формирования стереотипов, использования знаков при восприятии человека человеком и других вопросов, которые действительно относятся к социальной психологии. По этой причине данные подходы в этой книге не рассматриваются.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...