Любая попытка понять природу индивидуальных различий реально должна быть направлена на решение двух самостоятельных вопросов. Первый из них касается структуры индивидуальных различий: каким образом следует концептуализировать индивидуальные различия? В следующих главах представлен широкий диапазон ответов на этот вопрос. В самом деле, было высказано предположение, что личности вообще не существует и то, как мы себя ведем, может полностью определяться ситуацией, в которой мы оказываемся, а не чем-то находящимся «внутри нас», и доказательства в пользу таких утверждений должны быть тщательно проанализированы.

Второй вопрос касается того, каким образом и почему возникают индивидуальные различия в настроении, мотивации, способностях, личности. Следует четко понимать, что исследования, отвечающие на вопрос: каким образом возникают индивидуальные различия — реально лишь начинаются, в то время как в отношении их структуры существует общее согласие. Было бы лишней тратой времени проводить эксперименты, пытаясь понять, как действует «социабельность» (или «креативность», «депрессия», «мотивация достижений» и т.д.), если нет весомых доказательств того, что социабельность в первую очередь представляет собой важную характеристику личности. Таким образом, изучение процессов логически должно вытекать из изучения структуры. Процессуальные модели индивидуальных различий отвечают на следующие вопросы: почему одни дети намного успешнее действуют в школе, чем другие? Почему одни люди застенчивы, а другие бесцеремонны? Почему настроение у одних людей постоянно меняется в широком диапазоне от депрессии к эйфории и обратно? Почему основным мотивом у некоторых индивидуумов являются исключительно деньги?

Мы не надеемся ответить на все эти вопросы в следующих главах, однако непременно познакомим читателей с тем, что известно о биологических и до некоторой степени социальных процессах, которые составляют основу личности, настроения, способностей и мотивации.

Тем не менее, существует конкретная проблема. До тех пор, пока нет возможности надежно измерять индивидуальные различия, будет совершенно невозможно, с одной стороны, определять структуру личности, интеллекта и т.д., а с другой — исследовать процессы, лежащие в их основе. Разработка хороших, точных средств диагностики индивидуальных различий (направление психологии, известное как психометрика) представляется абсолютно необходимым, крайне важным шагом в развитии и проверке теорий, касающихся природы индивидуальных различий и лежащих в их основе процессов. По этой причине каждая глава, описывающая в этой книге ту или иную теорию личности, сопровождается главой, обсуждающей вопросы измерения индивидуальных различий.

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...