Большинство направлений в психологии основывается на широких обобщениях, касающихся поведения людей, при этом они фактически исходят из того, что люди имеют много общего между собой. Так, когда возрастные психологи обсуждают «стадии развития», негласно допускается, что все дети развиваются примерно одинаково. Социальные психологи также разрабатывают теории, чтобы объяснить, почему люди в общем могут обнаруживать покорность авторитету, предубеждение и другие формы группового поведения. Специалисты по теории научения полагают, что общие принципы классического или оперантного обусловливания применимы ко всем представителям одного вида, а во многих случаях обнаруживают и межвидовую идентичность. Физиологические психологи обычно исходят из того, что у всех людей нервная система имеет приблизительно одинаковый тип строения и должна так же одинаково функционировать.

К сожалению, ни одно из этих утверждений, по-видимому, не соответствует в должной мере нашему повседневному опыту. Одни дети развиваются быстрее, чем другие. Одни индивидуумы оказываются более покорны авторитету, чем другие, в то время как третьи демонстрируют более сильное предубеждение. Хотя выступления специалистов в области теории научения звучат в высшей степени авторитетно, нередко обнаруживается, что у одних индивидуумов (будь то крысы или люди) обусловливание вырабатывается быстрее, чем у других, в то же время некоторые индивидуумы могут вообще никогда не справиться с определенным заданием и их могут потихоньку исключить из эксперимента. Такие вещества, как кофеин и алкоголь, по-видимому, на одних людей оказывают значительно большее воздействие, чем на других. И даже психофизиологические показатели (такие, как потоотделение кожи и рисунок биоэлектрической активности мозга) обнаруживают значительную межиндивидуальную вариативность.

Эти «индивидуальные различия» важны и в повседневной жизни. Работодатели не склонны принимать на должность первого же человека, откликнувшегося на объявление; вместо этого они могут искать того, кто имеет определенное сочетание жизненных установок, способностей, навыков и мотивов. Большинство из нас делает то же самое, когда заводит приятелей или ищет спутника жизни, терпеливо перенося громкую музыку и скучая на вечеринках либо обращаясь в брачные агентства, вместо того чтобы просто жениться или выйти замуж за человека, который живет в соседней квартире.

Итак, я полагаю, что существуют четыре главные причины, по которым следует изучать индивидуальные различия.

• Это само по себе интересно. Примеры, приведенные выше, говорят о том, что мы придаем индивидуальным различиям большое значение, поэтому выяснение того, как и почему одни люди отличаются от других, само по себе представляет интригующую проблему.

• Психологические тесты полезны в прикладной психологии. Изучение индивидуальных различий почти неизбежно влечет за собой создание психологических тестов. Они измеряют способности, знания, личностные особенности, настроения и многие другие характеристики и представляют огромную ценность для психологов, работающих в области образования, труда, для клинических психологов, а также для учителей, медсестер, консультантов по вопросам карьеры и всех, кого может интересовать возможность диагностировать трудности в обучении, дизлексию или выдающиеся умственные способности, кто ищет способ оценивать готовность человека к продвижению по службе, уровень депрессии или пригодность к работе, которая требует особого внимания к деталям. Правильное использование психологических тестов может принести пользу как обществу, так и отдельным людям.

• Тесты являются «зависимыми переменными», полезными и в других областях психологии. Психологи широко используют тесты при проведении экспериментов. Клинический психолог может предполагать, что чувство безнадежности нередко приводит к попыткам самоубийства. Для того чтобы проверить эту гипотезу, необходимо иметь возможность измерять чувство безнадежности как у совершавших, так и у несовершавших суицидальные попытки людей, и простейший (хотя совсем не обязательно наилучший) способ сделать это заключается в том, чтобы найти соответствующий психологический тест. Когнитивные психологи, изучающие связь между настроением и памятью, должны иметь возможность оценить и настроение, и память, чтобы проверить, насколько валидна рассматриваемая теория, поэтому они нуждаются в надежных опросниках, оценивающих настроение.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...