«Возможно, окажется даже так, что тотальная феноменологическая установка и с нею связанные эпохе призваны произвести сначала, полную трансформацию личности. В первом приближении подобную трансформацию можно сравнить с об ращением. Но сверх того она представляет собой величайшую экзистенциальную эволюцию, отпущенную человечеству как таковому» .

Книга Эдмунда Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» представляет собой критическое приготовление к пониманию онтопси-хологии. Я считаю, что феноменология Гуссерля была совершенно не понята, представляя собой интеллектуальное рассуждение на редком рациональном уровне. Уже в 1935-1936 гг. Гуссерль обличил и продемонстрировал недействительность всех наук, в частности математики и философии, с их неспособностью достичь реальности самой по себе, достичь «жизненного мира», что выражало радикальный жизненный кризис человечества. Виной тому — противоречие между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом. По сути, изъявлялось желание исследовать бытие через структуру вещей, а не в измерении разума, дарованного человеку.

Будучи чутким знатоком невежества современных наук, Гуссерль осознавал, что есть только одна наука, которая способна утвердить реальность всех остальных, — это психология. Без аутентичной психологии невозможно создать аутентичную науку. Однако Гуссерль, который был знаком с трудами Фрейда, Юнга и всеми направлениями так называемых психологических учений, существовавших в ту пору, заявлял, что психология жизненного мира — иная. Фундаментальная мысль Гуссерля (я использую Гуссерля, однако констатирую данное положение и по сей день) такова: когда наука претендует на научность, в действительности она все еще пребывает в образе, в тени, в феноменологии — там, где не существует, не проходит жизненный мир.

Гуссерль необычайно интересовался феноменологией марксизма-ленинизма, но и по сей день философы-марксисты не понимают Гуссерля. Им еще предстоит ответить на философский вызов, брошенный им с критических позиций Гуссерля. Великий Павлов был, в некотором смысле, верующим, он живо ощущал душу человека, однако не знал, как перенести ее в объективную науку. Тогда он воспользовался экспериментом с рефлекторной дугой. В действительности Павлов намеревался доказать отсутствие связи между звуком колокольчика и слюноотделением у собаки. Не хватает логически согласующей точки. Пусть эти явления происходят последовательно, пусть они наблюдаются в эксперименте, но отсутствует логическая форма, которая позволяет понять единство действия. Следовательно, Павлов стремился к тому, чтобы русская наука открыла измерение глубинных знаний о человеке. Но его не поняли.

В 1966 году на психологическом конгрессе в Москве, который так и не состоялся, но был представлен опубликованными материалами, профессор П. Анохин говорил о том, что не хватает логической точки перехода (необходимой для рациональных рассуждений) между детерминацией и результатами . Еще одним способом он подтвердил концепцию павловской школы.

Когда молодой Маркс, энтузиаст науки о человеке, говорил о необходимости изменить все, исходя из радикальных оснований человеческого существа, проблемой было определить, в чем состоит эта радикальность.

Маркс тоже впадал в феноменологию, а именно, выбрал человека экономического и потерял человека целостного; он развил только один сектор, который остался лишь одним из феноменов тотальности жизненного мира. Когда-то наука однозначно направлялась невидимым ipse dixit над всеми измерениями познания исходно превалировал религиозный статус. Поэтому нормальна уравновешивающая тенденция, которая возобновилась с протестантской Реформацией и даже ранее, с эпохи гуманизма, утверждая важность присутствия человека как разума, а не только как веры. Из данного импульса возникает позитивизм, Просвещение, исторический рационализм и т.д. Мы должны осознать, что, кроме всего прочего, человек духовен, и существующие религии, в частности православие и все формы христианства, представляют собой весомый исторический факт. Чем определяется современная политическая ситуация — экономикой или же идеологией? Кто более важен — мусульманские верующие, верующие в Христа или приверженцы дейского монотеизма? Возвращаются фундаментальные идеи, которые восстанавливают до сих пор не охваченные пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...