Человеку трудно видеть то, что есть, в той мере, в какой он не точен в своей психофизической специфике. Пребывая в этой прозрачности, мы можем видеть руками, слышать любой своей частью. Что бы человек ни делал, о чем бы ни думал и где бы ни существовал, он всегда, в любой фактической данности истории опосредует бытие в «здесь и сейчас» своей экзистенции.

С точки зрения рациональной философии, внутренняя цель любого пути, любой протяженности «до» и «после» состоит в совершенстве определенной вещи, определенного движения самого по себе. Иными словами, бытие — это всегда воля к красоте. Почему у этого растения или у той скалы такой химический состав? Их состав был установлен, но что его регулирует? Кто ввел этот порядок? Потребность в красоте. Она состоит в точной пропорции всех частей, из которых складывается продвижение единого. Любой путь человеческого существа должен свестись к единому, должен доказать свое единство. Это и дает человеку свободу.

В конце концов, все великое заключено в едином. Мы рождаемся с устремлением к единству, придти к которому можно бесконечным числом способов. Важно только, чтобы в конце было создано единство. Красота есть единство, и единство есть красота, которая создана точной пропорцией конвергирующих, пребывающих в равновесии частей. Все части должны сосуществовать в своем вот-бытии, обслуживая собственную эксцентричность*. Точно так же различные ноты могут сочетаться вразнобой, обусловливая безобразное, или же, напротив, выстраивать гармонию. Если она будет создана должным образом, то придаст каждой части протагонизм с функцией красоты. Красота - это множество, функциональное для некоторого единства.

Психологическая мотивация к прекрасному есть в каждом человеке до тех пор, пока он существует. От всех людей требуется быть красивыми, поскольку тот, кто их установил и поддерживает их существование, прекрасен. Бытие прекрасно, и красота требуется от всего, что ему принадлежит, что все еще существует в своей среде.

Бытие не хочет, чтобы кто-нибудь был похож на другого: оно желает всех единственными, потому что через единственность подтверждает свою идентичность.

Бытие подобно душе, которая вся целиком заключена и в теле, и в одном пальце. Когда это происходит, не столь важно, чтобы палец был соединен с телом. Фактически происходит так, что он присоединен к телу, но это не существенно. Это только функционально и ничего не решает. Сердце является здоровым само по себе, независимо от легких: внутренняя специфичность здоровья того или иного органа измеряется на основе его собственной исключительности. У каждого органа есть своя структура и специфичность, и она не подлежит замене на другую. Глаз не интересуется ни сердцем, ни кистью руки: интимная гармония сама ведет его неповторимое «изо». Даже если глазу нравится танцевать свою эксцентричность в том, что он видит дружественным, глаз реализует эгоистичную цель в себе самом. Априорно первой необходимостью для органа или камня является их собственная неповторимая индивидуальность. И при этом нет нужды обращаться к разновидности панпсихизма или пантеизма. Я хочу быть вместе с другими, но быть с ними как «Я». И чем многочисленнее мое окружение, тем больше у меня оснований для самосозидания, для ау-токтиза.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...