Отталкиваясь от субъективности своего бытия и беспредельной саморефлексии, человек открывает собственную неприкосновенность и свободу. Объективистская ориентация отрицает человека, но он утверждает себя целостностью «самобытности», отчего даже со стороны бытия не может возникнуть действительное принуждение. Каждое детерминирование божественным в человеке есть вместе с тем глубинный способ самодетерминирования человека. Неприкосновенная субъективность бытия человека является также корнем его глубокого и необъятного одиночества, и потому человек несет такую ответственность, от которой никто его не избавит.

Отсюда следует, что истинное понятие сущности (субстанции) не может быть для человека вещественно-пространственной объективной данностью. Ему соответствует свободная интенциональность, которая исторически приходит к окончательной самодетерминации или же к смерти, подтверждающей необратимое решение субъекта. Пусть и являясь вещественно-пространственной и даже физической (тело) консистенцией, человек представляет собой способ бытия, который становится постоянным после того, как учтен в исторической протяженности. Становление человека не является просто добавлением к чему-то статичному. В силу факта, что оно определяется самодетерминацией, само становление ведет бытие к его реальному пребыванию. С помощью свободной самодетерминации человек добывает себе ту природу, ту сущность, в которой он стабильно устойчив и необратим.

Вечность человека — это окончательная определенность его субъективности. На эволюции человека сказывается его телесность во всем ее историческом и мирском масштабе. Тело — пространственно-временной момент самореализации духа. Телом будет все историческое разнообразие, выведенное из неповторимости ин-дивидуации, которая проходит через все процедуры чувственно данного мира.

Единство трансцендентности и самоприсутствия составляет субъективность человека. Пребывая в собственной субъективности, человек отдает себе отчет, что бытие его включает и превосходит. Но данное знание добывается способностью к самореализации, протянутой в бесконечность. Наиболее выпукло эта способность проявляется в воле. У человека нет успокоенности, он постоянно подталкивается за пределы самого себя. В нем трепещет настоятельность неопределимого абсолюта. Метафизическая забота, как кажется, осуждает человека на Сизифов труд. Но это Сизиф, который открывает следующую, неумолимо влекущую вершину при достижении горного пика. История человека должна быть функциональной антропологией, то есть человечностью, открытой требованиям абсолюта.

Воля, в которой обнаруживается единство человеческой субъективности, является онтологическим выражением самоосуществления человека. Воля — это властный клич человека, в котором раскрывается и восхваляется его субъективность. Благодаря воле человек концентрируется на конечной цели, достигая аутентичности самобытия.

а) Человек действует ради своей цели, будучи свободным источником своих поступков. Он согласует свои действия с порядком, который сам по себе его превосходит. Он действует не случайно, но — путем удовлетворения автономно распланированных частных целей — стремится к столь совершенной самозаконченности, что исчезают все желания, которые поставили бы его вне или против самого себя. Внутренней трансцендентностью своего бытия человек трансцендирует любую политическую, религиозную, психологическую ситуацию.

б) Для того чтобы вышесказанное происходило, требуется мораль целиком человеческого поступка, то есть нужна свобода всех частей, составляющих целое человека-персоны (а он и является причиной-целью всех динамических частей). Фактически, человека гарантирует лишь одна мораль. Она выражается конкретно: в каждый миг истории нужно быть строгой детерминацией возможного, исходя из присутствующих противоречий. Категория возможного определяется априорностью развивающегося субъекта. Понять максимум возможного и действовать для того, чтобы его реализовать, — и есть «быть» человеком.

Онтопсихология исследует идентичность бытия и знания в вот-бытии зрелого человека, достигшего онти-ческого сознания. Это исследование универсального, заложенного в эгоическом вот-бытии каждого человека. Когда эгоическое вот-бытие совпадает со своей априорностью, складывается истина, и Я в таком смысле есть истина сама по себе. Истина (однозначное понятие для справедливости, осторожности, покоя, добра, силы и т.д.) суть воображаемая проекция конкретного положения истинного и праведного человека. Истинно и справедливо то, что совершается человеком. Но не лишь бы каким. Это человек, который конкретизирует наилучшее историческо-материальное решение проблемы. Это человек, который собран воедино в своей идентичности, несмотря на первоначальное отличие.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...