Психосоматический процесс (рис. 12) проходит три стадии развития.

1 стадия. «Я», целиком погрузившись в экзистенциальную проблему и не сумев ее решить вследствие своей неспособности или ситуационного стечения обстоятельств, прибегло к попытке забыть, а значит, полностью вытеснить проблему. Рис. 12. «Три стадии психосоматического процесса»

Рис. 12. «Три стадии психосоматического процесса»

Т — сознательная, логико-рациональная часть, зона «Я» См — органическая зона (как правило недоступная восприятию и анализу мыслящего «Я»)

2 стадия. Субъект не просто забыл о проблеме, но даже устраняет все внешние ссылки, которые могли бы напомнить о случившемся факте, поскольку сохранение ее актуальности привело бы его к состоянию стресса. Согласно естественным правилам самосохранения и выживания, проблема, вытесненная из сознания, постепенно приводит к эмоциональным или биологическим изменениям, формализуясь в органико-бессознательной зоне .

3 стадия. Болезнь приобретает проявленную форму, и, жалуясь на объективные боли, субъект не испытывает чувства вины. Переживая болезненные ощущения, он одновременно уклоняется от всякой ответственности за происходящее с ним, будучи уверен, что кто-то другой должен ему помочь: именно в силу своей болезни он решает, что окружающие в долгу перед ним. За таким способом поведения скрывается настоятельная потребность спрятать старую вину. Больной виновен не с внешней (в плане традиционной или системной морали), а с научной точки зрения: он оказался неспособен точно контролировать себя и действовать в собственных интересах (мораль жизни). Это объективная ошибка, совершенная против константы «Н» человеческого индивида.

Приняв во внимание все увиденное, психолог не останавливается на уровне внешней феноменологии болезни, а исследует ее психическую причину.

1) Функция создает орган . Функция является ответом-проекцией некоей потребности, которая структурируется конфигурацией (или образом) между потребностью субъекта и спропорционированным объектом.

Это означает именно специфическую функцию любой психической интенциональности. Эту интенцио-нальность следует рассматривать и как импульс психического вытесненного кванта, и как автономное действие комплекса. Комплекс — в качестве осадка автономной психической энергии, возникшего вследствие компенсации сознания «Я», — в норме способен психовылепли-вать органические конденсаты (инфаркт, рак, нейроэн-докринные нарушения и т.д.). Потребность вытесненной проблематики выстраивает собственный ответ, привлекая ту же самую энергию естественной психоорганики здоровья. Комплекс осуществляет собственную проекцию на соматику: болезнь — это точное слово психической интенциональности.

2) Посредством психотерапии извлекается рисунок симптома, который является не чем иным, как образом «вопиющей сцены», чтобы осознать его и устранить.

3) Процесс исчезновения симптома (излечение) осуществляется путем выведения гештальта, синкретизиро-ванного с матричным образом. Образ обрабатывается и выводится на сознательный уровень «Я» субъекта (уже взрослого и изменившегося). В этом случае проблемная потребность, пересмотренная и откорректированная, подключается к целостно-динамической функции целого, усиливая ее.

Как следствие, болезнь не возвращается более, так как психическая деятельность перестает формализовать. Важен образ и его отражение в эмоциональном действии субъекта. Выздоровление, восстановление целостности происходит за счет того, что семантизирующего образа более нет. На этом этапе возможны два варианта событий: а) или болезнь исчезает самостоятельно, б) или же в некоторых случаях необходимо хирургическое вмешательство, после которого обязательно должна продолжиться психотерапия.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...