Вместе с тем, хотя и были введены новые термины, по сути эти подходы мало что добавили к классическим исследованиям, и даже внесли некоторую сумятицу. Так, Б.Б. Коссов [113] выделяет 15 этапов реализации деятельности, блоки эффективности, механизмы эффективности, механизмы повышения эффективности, рассматривая все это структурными элементами управленческой деятельности. А.И. Китов, реализующий «поблочный» анализ управленческой деятельности [97], рассматривает блоки социальной активности деятельности руководителя (совещания, изучение документов, прием посетителей и т.д.) как эмпирические единицы деятельности. А.И. Китов отмечает, что в структуре любой такой эмпирической единицы содержатся три теоретические единицы деятельности: диагностика и прогнозирование, выра-ботка программы деятельности подчиненных, побуждение подчиненных к исполнению намеченной программы.

Основные управленческие функции выделялись также на основе результатов эмпирических исследований. Сложности, которые при этом возникли, можно продемонстрировать на давнем, но широко цитируемом исследовании В.Ф. Рубахина, А.Л. Журавлева, В.Г. Шорина [196]. Авторы выявили основные управленческие функции на основе эмпирического исследования. Ими использов&тась в качестве материала для анализа результаты интервью руководителей. Анализ интервью позволил выделить, по утверждению авторов, двенадцать основных функций руководителя, которые разделены ими на два класса: производственные функции и социально-психологические функции. К производственным функциям были отнесены:

1. Координация деятельности подчиненных с целью выполнения государственного плана и социалистических обязательств.

2. Обеспечение роста производительности труда людей и оборудования.

3. Организация сопряженной и ритмичной работы (обеспечение рабочими, оборудованием, полуфабрикатами, сырьем). Прогнозирование возможных срывов в работе и их предупреждение.

4. Контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных.

5. Поддержание трудовой дисциплины в производственном коллективе.

6. Расстановка рабочей сменах. Согласование индивидуальных особенностей подчиненных со спецификой их труда.

К социально-психологическим функциям руководителя были отнесены:

1. Снижение у подчиненных неудовлетворенности трудом и различными элементами производственной ситуации (условиями труда, зарплатой и т.д.). Моральное и материальное стимулирование.

2. Регулирование межличных отношений подчиненных и разрешение конфликтов между ними. Снижение психологической напряженности в отношениях с подчиненными.

3. Отстаивание законных интересов своих подчиненных.

4. Сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью рабочих кадров.

5. Обеспечение профессионального совершенствования своих подчиненных.

6. Воспитательная работа с подчиненными.

Исследователи указали, что в списки были внесены лишь двенадцать наиболее часто упоминавшихся функций, называлось же значительно больше. Перечисленные двенадцать функций обозначены авторами как «функции-задачи». Кроме них на теоретическом уровне были выявлены «функции-операции». И функции-операции и функции-задачи включаются в структуру управленческой деятельности. При этом первые являются содержанием целей деятельности, а вторые -содержанием действий по управлению. Операции, таким образом, соответствуют стадиям управленческого цикла. К ним относятся: планирование, ориентация и диагностика производственной ситуации, выработка и принятие решения, организация выполнения программы действий, контроль и коррекция результатов деятельности.

Подобное разделение функций, на наш взгляд, нельзя безоговорочно признать. Прежде всего следует отметить, что функции руководителя, тем более основные, заданы объективно. Эмпирическое исследование показывает, как эти цели репрезентируются руководителям в конкретной ситуации. Список из двенадцати функций — бесценное достояние, т.к. это образ целей, отра-жаемых руководителями, осуществляющими деятельность в конкретных условиях.

Второе замечание: основные функции должны отвечать критерию необходимости и достаточности. Предложенный список с этой точки зрения не обсуждался, так же, как и с точки зрения независимости названных функций. Легко убедиться, что ряд функций является производным от других, ряд выступает как средство реализации других. Так, контроль — средство снижения брака. Отстаивание законных интересов подчиненных выступает как подцель при решении задачи снижения у подчиненных неудовлетворенности трудом.

Кроме того, нет четкого разграничения между функциями-задачами и функциями-операциями. Например, контроль входит в оба списка. С другой стороны, трудно считать рядо-положенными такие функции-операции, как планирование и принятие решения, т.к. принятие решения является операцией в отношении планирования. Решение — это способ преобразования информации, и за счет включения «решения» в список осуществляется привнесение в рассмотрение проблемы совершенно иной системы координат в анализе управленческой деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...