Промежуточное положение между перечисленными подходами занимают системы оценок, сочетающие в себе перечисленные группы параметров. К их числу относится система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов (сокращенно СААРС), разработанная эстонскими специалистами [216, 217]. СААРС реализуется посредством экспертной процедуры, где в качестве эксперта выступают представители коллектива, членом которого является оцениваемый субъект. Существуют два варианта опросников, в которых эта система реализуется. Один из них ориентирован на оценку 80 параметров, каждый из которых формулируется шестью различными способами таким образом, что в формулировках отражаются не только качественные, но и количественные показатели.

Например, параметр 1 - опыт специалиста. Как мы понимаем, опыт относится к внешним критериям и является фактором, определенным образом влияющим на эффективность деятельности. Группа высказываний, от-ражаюашх этот параметр, рассеяна по всему вопроснику, поэтому возникает возможность проверить надежность эксперта и избежать, например, проявлений средней тенденции в его ответах. Далее приводим высказывания, соответствующие этому параметру:

89 - Обладает исключительно большим опытом работы и практическими знаниями, какие имеет далеко не каждый.

93 - Обладает большим опытом работах и практическими знаниями.

51 - Обладает достаточными опытом работы и практическими знаниями, чтобы справиться с порученным делом.

24 - Опыт работы и практические знания не очень велики.

67 - Опыт работы и практические знания маловаты для того, чтобы можно было успешно справляться с порученным делом.

72 - Практически отсутствуют опыт работах и сколько-нибудь серьезные практические знания.

Другой вариант содержит 202 вопроса, снабженных коли-чественными альтернативами. Например:

1, 2, 3, 4, 5 - иногда излишне критично оценивает приказы и распоряжения, «идущие сверху»;

1, 2, 3, 4, 5 - даже когда просто присутствует в комнате, люди напрягаются, как бы заранее предчувствуя стресс [217].

Видим, что эта система параметров объединяет в едином комплексе стилевые особенности, факторы управления и деятельность в ключевых ситуациях.

Сложности, связанные с разработкой подобного рода опросников, обслуживающих внешние критерии, в первую очередь заключаются в поиске внешних поведенческих проявлений тех или иных черт или факторов управления. Ведь каждая ситуация, отраженная в соответствующем высказывании, должна однозначно и устойчиво соотноситься с конкрет-ным свойством или фактором. Если этап создания банка высказываний, включаемых в опросник, отработан корректно, то и созданный инструмент может быть не только достаточно удобным, но и надежным.

Ситуация упрощается, если исследователи переходят от попыток установить связь между отдельными психологическими характеристиками или их комплексами и эффективностью деятельности руководителя к оценке его эффективности в определенных, особо значимых для продуктивного достижения поставленных перед организацией целей, ситуациях. Подобного рода подход был реализован, например, в «Ситуационно-комплексной оценке руководителей», методике, разработанной коллективом авторов под руководством А.В. Филиппова [149] и предназначенной для оценки первичного и среднего звена управления в структуре задач аттестации персонала и его переподготовки.

Методика ситуационно-комплексной оценки деятельности руководителей является конкретизацией известного в мировой практике метода критических инцидентов Фланагана. На первом этапе ее разработки на основе экспертных процедур были выявлены ситуации, осложняющие деятельность руководителей этого уровня. В данной методике оценка эффективности деятельности руководителей первичного и среднего звена управления осуществляется лицами, связанными с оцениваемыми руководителем непосредственными служебными контактами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...