Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме реактивности, а также к этическим проблемам, связанным с вторжением в личную жизнь и процедурой получения осведомленного согласия.

Отсутствие контроля

Определенная степень контроля над ситуацией может быть достигнута, если наблюдатель имеет возможность на нее воздействовать (см. пример 32), по, как правило, исследователи должны довольствоваться тем, что предлагают обстоятельства. Поэтому основанные на наблюдениях выводы должны делаться с большой осторожностью. Если ребенок А подбирает игрушку, и сразу вслед за этим ребенок В подбирает точно такую же игрушку, означает ли это, что В подражает А? Может быть, это именно так, но возможны и другие объяснения, например эта игрушка привлекательна. При изучении описаний наблюдений вы не встретите высказываний типа «X вызывает 7».

    Смотрите также

    Проблема создания эквивалентных групп
    Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

    Причины использования планов с малым N
    Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

    Особенности научного мышления в психологии
    Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...