На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ. Для данного вида анализа характерным является применение стандартных решений и экспериментирование. Оперативный анализ используется на всех уровнях управления, но его удельный вес в общем объеме управленческих решений растет по мере приближения непосредственно к процессу производства на предприятии. Оперативный анализ получил свое название, потому что он направлен на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением хозяйственной деятельностью организации.

При использовании оперативного анализа в сочетании с внутрихозяйственным расчетом производственных подразделений и подрядной формой организации труда быстрее выявляются недостатки в работе и неиспользованные резервы, так как в этом случае сами руководители материально заинтересованы в эффективности результатов анализа. С другой стороны, такой анализ способствует укреплению внутреннего коммерческого расчета, так как позволяет постоянно оценивать итоги работы и вовремя устранять неполадки.

Другая характерная черта этого вида анализа – его относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах. Например, нельзя точно определить влияние на прибыль себестоимости продукции, так как заранее неизвестно, какая часть продукции будет реализована в данном месяце, а какая – в последующем; нельзя точно определить влияние на объем производства продукции численности рабочих, так как преждевременно неясно, сколько человек будет трудиться в тот или иной рабочий день на том или ином участке производства.

Применяя метод сравнения для оценки влияния остатков готовой продукции на складе и объема выпуска продукции за 1 апреля на объем отгруженной продукции за 1 апреля 2001 года, делаем следующие выводы: незначительные отклонения показателей по остаткам готовой продукции на складе не оказали особого влияния на объем отгруженной продукции. Тогда как выпуск продукции за 1 апреля значительно превысил плановый показатель и в значительной степени повлиял на объем отгруженной продукции за анализируемые сутки. Поэтому объем отгруженной продукции за 1 апреля 2001 года превысил планируемую сумму.

Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат служит классическая система учета прямых затрат директ-костинг, которую называют еще системой управления себестоимостью. Сущностью современной системы директ-костинг является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства. Аналитические возможности системы директ-костинг раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью.

      Смотрите также

      Проблема создания эквивалентных групп
      Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

      Задачи исследований в психологии
      В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

      Корреляция и регрессия: основы
      Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...